Ли-2 использовался и как транспортный самолет, и как ночной бомбардировщик
С 18 октября по 6 ноября выполнено 45 самолето-вылетов и сброшено 43 т бомб на позиции противника на Перекопском перешейке.
В январе 1944 г. дивизия поддерживала наступление частей Красной Армии в ходе прорыва блокады Ленинграда. Бомбовые удары наносились по Волосову, Дудергофу, Парголову, Гатчине, Пушкину. В отдельные ночи экипажи 12-го гвардейского АП АДД и 110-го АП АДД выполняли по три полковых вылета.
В феврале 1944 г. дивизия выполнила 226 самолето-вылетов и сбросила 288 т бомб по городам Германии и Финляндии. Отдельные экипажи выполняли на Хельсинки по пять вылетов за ночь.
С 24 февраля по 15 апреля массированным бомбардировкам (800 самолето-вылетов, 903 т бомб) подверглась Нарва и ряд железнодорожных узлов, расположенных на территории Эстонии. Бомбовые удары помогли сорвать запланированное контрнаступление немцев на данном участке фронта.
В апреле — мае самолеты дивизии бомбардировали сланце-нефтеперегонные заводы в Эстонии, выполнено 88 самолето-вылетов, сброшено 102 т бомб.
Параллельно, с 10 марта по 7 мая 1944 г., выполнялись транспортные перевозки в интересах наступавших Украинских фронтов. К линии фронта в районы Коломыя, Львов, Черновцы было доставлено 1951 т боеприпасов, обратными рейсами в тыл перевезено 2554 раненых.
С 13 июня по 18 августа 1944 г. дивизия поддерживала наступления Красной Армии в Белоруссии на Могилевско-Бобруйско-Минском направлении, выполнено 525 самолето-вылетов, сброшено 466 т бомб.
В июле-августе 1944 г. 110-й авиаполк выполнял спецзадания по переброске имущества 16-й воздушной армии с Гомельского и Могилевского аэроузлов на фронтовые аэродромы Слуцк, Бобруйск, Барановичи, Паневежис, Двинск.
![]() |
![]() |
А.П. Богданов уточняет полетное задание | У знамени полка В. Куценко (погиб в 1943 г.) |
В сентябре 1944 г. дивизия поддерживала действия Прибалтийских фронтов, нанося удары по Риге, Тарту, Огре, Митаве, Крустино, выполнено 392 самолето-вылета, сброшено 403 т бомб. Нанесение ударов по целям в Прибалтике были продолжено в октябре 1944 - январе 1945 г., по Мемелю, Либаве и Виндаве было сброшено 423 т бомб.
С 27 июля 1944 г. по 16 января 1945 г. дивизия поддерживала наступление 3-го Белорусского фронта в Восточной Пруссии, выполнено 740 самолето-вылетов, сброшено 725 т бомб. В феврале 1945 г. на Кенигсберг было выполнено 384 самолето-вылета, сброшено 252 т бомб.
5 ноября 1944 г. дивизия награждена орденом Красного Знамени.
В конце декабря 1944 г. в связи с реорганизацией Дальней Авиации 7-й авиационный корпус Дальнего Действия, в который входила дивизия, преобразован в 3-й гвардейский Сталинградский бомбардировочный авиакорпус.
На момент окончания войны дивизия базировалась на аэродромном узле Венгрув Варшавского воеводства Согласно постановлению СМ СССР от 3 апреля 1946 г. управление 12-й Мгинской Краснознаменной бомбардировочной авиационной дивизии из состава 3-го бомбардировочного авиакорпуса переведено в распоряжение командующего ВВС Московского военного округа. В мае управление дивизии перебазировано в Киржач, где началось формирование новых частей на базе расформированной 312-й Знаменской ночной легкобомбардировочной ордена Суворова II степени авиационной дивизии. В июне 1946 г. из состава дивизии выведены 363-й транспортный авиаполк (передан в Киевский военный округ) и 369-й транспортный авиаполк (передан в Белорусский военный округ). В июле 1946 г. управление 12-й Мгинской Краснознаменной бомбардировочной авиационной дивизии переформировано в управление 12-й Мгинской Краснознаменной транспортной авиационной дивизии. Командиром дивизии был назначен генерал-майор И.И. Глущенко, но он прокомандовал недолго - уже в конце июля исполняющим обязанности комдива стал полковник Танасейчук, а в сентябре на должность комдива был назначен гвардии генерал-майор В.А. Картаков.
Подвеска бомб на Ли-2