Предыдущая Оглавление Следующая

В дивизию вошли 374-й транспортный авиаполк и 930-й Комсомольско-Трансильванский Краснознаменный транспортный авиаполк.

930-й авиационный Комсомольский полк ночных бомбардировщиков был сформирован в июле 1942 г. в Чувашии на самолетах По-2. Первым командиром стал ветеран боев в Испании член ЦК ВЛКСМ майор М.Д. Еренков. Боевое крещение личный состав полка получил на Калининском фронте в районе ж.д. станции Оленино. В 1943 г. полк действовал в составе 2-го Украинского фронта. За образцовое выполнение заданий командования по завершению уничтожения немецких войск в районе Корсунь-Шевченковский полк 26 февраля 1944 г. был награжден орденом Красного Знамени. В апреле 1944 г. полк принимал участие в Ясско-Кишеневской наступательной операции Красной Армии. За активное участие в освобождении Трансильвании 14 ноября 1944 г. полку присвоено почетное наименование «Трансильванский». Войну полк закончил в Чехословакии.

После окончания Второй мировой войны во всех ведущих армиях мира начался резкий количественный и качественный рост воздушно-десантных войск. Появился даже термин «воздушно-десантная война». ВДВ США в короткий срок достигли численности 150000 человек. В Советском Союзе также массово велось формирование воздушно-десантных частей и соединений на базе гвардейских стрелковых корпусов. В состав ВДВ включили уже существовавшие 1-ю и 12-ю авиационные дивизии, а также вновь сформированные 3-ю, 6-ю и 281-ю авиатранспортные дивизии.

12VTAD007.jpg 12VTAD008.jpg
Ил-12 и Ли-2 на аэродроме Десантный планер Ц-25

В результате реорганизации личный состав дивизии был обновлен практически полностью. Результаты «обновления» не замедлили сказаться: как показала проверка командующего авиацией ВДВ генерал-лейтенанта Смирнова, предпринятая 20-28 апреля 1947 г.:
организация учебного процесса — неудовлетворительна;
-  штурманы не подготовлены к выполнению расчетов на десантирование;
-  дисциплина находится на низком уровне.

На 1948 г. дивизии была поставлена боевая задача освоить десантирование войск и грузов парашютным и посадочным способами днем в простых и сложных метеоусловиях в составе полка. На вооружении 930-го ВТАП состояли самолеты Ли-2, на вооружении 374-го ВТАП - самолеты Ил-12 и десантные планеры Ц-25. По итогам 1948 г. дивизии выставлена оценка «удовлетворительно». Задачи десантирования на самолетах Ил-12 могли выполнять 37 экипажей, на самолетах Ли-2 - 58 экипажей.

Помимо десантирования с самолетов, личный состав отрабатывал высадку десанта посадочным способом на планерах. Части дивизии привлекались к проведению парада в Москве в честь Дня Воздушного Флота. С 12 по 29 сентября дивизия полным составом принимала участие в учениях по десантированию 100-й воздушно-десантной дивизии.

С 8 октября по 20 октября 35 экипажей дивизии выполняли Правительственное задание по оказанию помощи пострадавшим при землетрясении в Ашхабаде.

В 1949 г. буксировать планерные поезда могли 43 экипажа самолетов Ил-12 и 61 экипаж Ли-2, помимо планеров Ц-25 на вооружении состояли планеры Як-14. В учениях по десантированию 100-й воздушно-десантной дивизии принимали участие 22 самолета Ил-12 и 22 планера Ц-25. О масштабах боевой учебы дают представление результаты 1950 г., когда посадочным способом было десантировано 39484 человека днем и 1685 человек ночью. Более 40000 человек! Между тем, Ил-12 и Ц-25 по грузоподъемности значительно уступают Ил-76 или Ан-22.

12VTAD010.jpg

Планер Як-14

Предыдущая Оглавление Следующая