Предыдущая Оглавление Следующая

12VTAD011.jpg 12VTAD013.jpg

Ил-12 на станции "Северный полюс"

12VTAD012.jpg

У Ил-12Т штурман ст.лейтенант А.И. Дмитриев (справа) во время буксировки в Арктику планера. 1950 г.

В 1950 г. экипажи 374-го ВТАП выполнили уникальное, беспримерное задание - перелет в Арктику и обратно в составе планерных поездов «самолет Ил-12Т - планер Ц-25». Ранее полеты на планерах выполнялись только в ПМУ. Для полетов в облаках специально под Арктику был разработан планерный радиолокатор «Стриж», который позволял планеристу контролировать положение своего летательного аппарата относительно самолета-буксировщика. Перелет стартовал 11 марта 1950 г. с аэродрома Мясново, Тула. Ведущий Ил-12Т пилотировал Герой Советского Союза капитан А.Н. Харитошкин, командир экипажа планера - А.В. Фролов. Командиром второго буксировщика являлся капитан В.Д. Родин, командир планера - В.Ф. Шмелев. В перелет ушли только добровольцы и, что характерно, холостяки - риск был огромен! Перелет проходил по маршруту Тула - Казань - Свердловск -   Омск - Новосибирск - Красноярск. В Красноярске провели подготовку летательных аппаратов к полетам в северных условиях. Далее шли по маршруту Красноярск - Подкаменная Тунгуска - Хатанга - Тикси. Из Тикси в течение десяти дней выполнялись тренировочные полеты по адаптации экипажей к Арктике, отработке взлетов и посадок на лед. Затем короткий бросок к острову Котельный, откуда поезда ушли в 1700-км перелет на ледовый аэродром, просто на льдину. Это расстояние два планерных поезда 5 апреля преодолели за шесть часов. За бортом — -30°, а кабины планеров не отапливались... Первым на выбранную с воздуха льдину сел Ил-12 Хорошкина, следом -   планер Фролова. Потом сел второй планер и последним «приледнился» Ил-12 В. Родина. На импровизированном аэродроме был разбит лагерь. Однако уже утром пришлось решать задачу эвакуации со льдины, началось сжатие льдов: льдина треснула, сократив длину полосы на треть. За двое суток удалось расчистить новую полосу, достаточную для взлета Ил-12 с планером на буксире. 7 апреля поезда взлетели со льдины и взяли курс на Северный полюс. Через полтора часа полета оба поезда достигли географической точки Северный полюс. Сделав три больших круга над полюсом, самолеты и планеры вернулись на «свою» льдину. Впервые в истории над Северным полюсом пролетел планер. 8 апреля караван стартовал со льдины в обратный путь. 11 мая самолеты и планеры «своим ходом» вернулись в Тулу. Еще один перелет в Арктику был выполнен в марте - апреле 1954 г. В этом перелете планеры садились на настоящий ледовый аэродром. Подходящая льдина была предварительно выбрана экипажем Ли-2, 6 апреля на нее перебросили роту солдат, которая и подготовила аэродром. В скором времени аэродром стал полярной станцией СП-4. Планеры прибыли на станцию 11 апреля, причем один из планеров доставил на СП бульдозер, масса которого на 700 кг превышала максимальную грузоподъемность планера. Вот и ответ на вопрос: зачем нужны в то время были планеры на Севере? На мыс Шмидта бульдозер в разобранном виде доставило четыре самолета, на СП - один планер.

В 1953 г. проводились крупные учения Закарпатского военного округа, а всего за год десантировано:

орудий различного калибра 59
минометов 48
пулеметов 35
автомобилей 240
полевых кухонь 13
разных грузов 345 т

В 1954 г. Главком ВВС за успешное выполнение правительственного задания по подготовке арктической экспедиции объявил личному составу дивизии благодарность и наградил летавшие в Арктику экипажи денежными премиями. Прерванный войной процесс освоения Крайнего Севера и Арктики в 50-е годы возобновился с новой силой. Определенный импульс процессу придало возросшее военно-стратегическое значение Арктики. Существовавшие тогда средства доставки не позволяли нанести ядерный удар по территории Северной Америки «проторенными» маршрутами через Атлантику или Тихий океан. Самый близкий путь к Америке лежал через Северный полюс, однако даже в случае действия по «короткому» маршруту бомбардировщикам требовались аэродромы подскока на самом побережье Ледовитого океана и даже на ледовых шапках полярных морей. Дальность полета тогдашних баллистических ракет не позволяла «накрыть» США при пусках не только из Европы, но и с Крайнего Севера, однако перспективные ракетные комплексы могли бы дотянуться до Америки через полюс. Возможностей Полярной Авиации по изысканию и строительству военной инфраструктуры Севера явно не хватало, кроме того, ряд работ особой важности, по соображениям секретности, могли выполнять только военные авиаторы. А вообще, в 1954 г. открылась новая, северная, глава в истории дивизии, причем военные страницы в ней стали далеко не доминирующими. Уже в 1957 г. осуществлялась переброска людей и грузов с аэродрома Воркута на ледовый аэродром СП-6. В 1959 г. на СП-6 летало два экипажа Ил-12 из 374-го полка.

Предыдущая Оглавление Следующая