1965 г. Пилоты ВТА лейтенанты Зудов и Коваленок — будущие космонавты
В августе 1959 г. личный состав 930-го полка начал осваивать самолеты Ан-8.
В мае 1960 г. в дивизию вошли 229-й военно-транспортный авиаполк на самолетах Ил-14. Полк с момента формирования в октябре 1942 г. и до окончания войны выполнял задания Главного Управления ВВС, базируясь на аэродроме Подлипки Московской области, по связи со штабами армий и фронтов, полеты в тыл врага на партизанские аэродромы. На вооружении полка состояли самолеты По-2, Як-6, Р-5 и УТ-2. Летом 1945 г. полк был перевооружен самолетами Ли-2. В августе 1945 г. полк принимал участие в разгроме японских войск на Дальнем Востоке. По окончанию войны с Японией полк включили в состав 4-й отдельной дивизии особого назначения с базированием на аэродроме Люберцы. С 1950 г. личный состав и самолеты полка привлекались к обеспечению жизнедеятельности арктических полярных станций СП-4, СП-5 и СП-6. В августе 1957 г. полк был перевооружен самолетами Ил-14, в сентябре 1958 г. передислоцирован на аэродром Иваново-Северный. В августе 1960 г. 229-й полк переведен на штат по самолетам Ан-8. Состав дивизии по состоянию на 1960 г.:
- 374-й ВТАП (самолеты Ан-8);
-
566-й ВТАП (самолеты Ан-12);
-
930-й ВТАП (самолеты Ил-14);
-
229-й ВТАП (самолеты Ил-14);
-
136-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья (самолеты Ил-14);
-
части обеспечения.
В сентябре 1960 г. 930-й полк был перебазирован из Тейково на аэродром Кречевицы под Новгородом.
Личный состав 374-го, 566-го и 930-го ВТАП в полном составе получил задачу переучиться на Ан-12 и Ан-8. Перед 229-м полком стояла задача выполнения спецзаданий, экипажи 136-й эскадрильи отрабатывали задачи наведения транспортных самолетов, маркировки площадок десантирования с использованием системы «Рым» и десантирования десантных комендатур высадочных площадок. 2-я эскадрилья 229-го полка в декабре завершила теоретический курс переучивания на самолет Ан-8.
Семь экипажей Ил-14 из 229-го ВТАП с 23 июля по 29 сентября 1960 г. выполняли спецзадания за границей, в Лаосе. В декабре в Лаос убыли три экипажа Ил-14 из 136-й эскадрильи на самолетах Ил-14 из 100-го ВТАП 3-й ВТАД. С вероятностью, близкой к 100%, можно утверждать, что советские летчики прямого участия во Вьетнамской войне не принимали. Когда речь идет о войне во Вьетнаме, за «точку отсчета» обычно выбирается 1964 г., печально известный «Тонкинский инцидент». Между тем боевые действия в Индокитае после окончания Второй мировой войны фактически не прекращались. Сначала здесь шла борьба с французскими колонизаторами, затем в конце 50-х годов французов сменили американцы. Во второй половине 50-х годов основные события разворачивались на территории Лаоса. Американцы поддерживали своих «протеже», ханойское правительство -близкие ему формирования. Понятно, что возможности Северного Вьетнама сильно уступали возможностям США. Баланс сил выровнялся с прибытием в Ханой советских транспортных самолетов. На Ил-14 нанесли опознавательные знаки Северного Вьетнама и белые полосы «быстрого опознавания» на нижние поверхности плоскостей крыла. Самолеты пилотировали советские экипажи. Полеты по доставке грузов и десантированию людей выполнялись с аэродромов Ханой и Долина Кувшинов. Посадки на территории Лаоса не выполнялись. Обычно сброс производился на обозначенные кострами, полотнищами или дымами площадки. В основном летали в Лаос, но выполнялись полеты и в Южный Вьетнам. Обстрелы самолетов с земли случались достаточно часто, причем, как вспоминают ветераны, порой самолеты обстреливали на взлете, даже с аэродрома Ханой. Имели место и потери: был сбит Ли-2 из авиаполка, который базировался в Кеданяе.
Международное сотрудничество нашло свое продолжение по основному месту базирования: 10 декабря 1960 г. на базе 566-го ВТАП в Сеще приступили к переучиванию на Ан-12 три летных экипажа и инженерно-технический состав ВВС Индии. До 1967 г. здесь проходили обучение летные и наземные экипажи из Кубы, Алжира, Индонезии, Ирана, Китая, Польши. Старшим первой группы переучивания стал заместитель командира 566-го ВТАП подполковник А.В. Дурименко. Переучивание на базе 566-го полка в Сеще проводилось до сформирования курсов по переучиванию летного состава в Иваново (впоследствии 610-й ЦБП и ПЛС). Курсы были сформированы на базе 3-й эскадрильи 566-го ВТАП.
В 1961 г. велась отработка десантирования в боевом порядке «поток самолетов». В 374-м и 930-м ВТАП подготовлено по одной эскадрильи к десантированию боевой техники на платформах ПП-127. Налет за год составил 23125 ч, в том числе по курсу боевой подготовки 13628 ч, на десантную подготовку - 4866 ч и на выполнение спецзаданий - 4631 ч. Читатель, не пропускайте скучные цифры, запомните их и сравните с аналогичными показателями 90-х годов - интересная картина получится.
В начале апреля 1961 г. 374-й ВТАП был поднят по боевой тревоге и переброшен в Фергану. Здесь самолеты подготовили к приему десантников из 103-й вдд, десант также находился на аэродроме. В тревожном ожидании прошло несколько дней, команда «отбой» поступила 12 апреля. Полк находился в боевой готовности на случай посадки Юрия Гагарина в нештатном режиме. Первый космонавт Планеты посетил полк 2 декабря 1966 г. С 12 апреля 1961 г. в круг многочисленных задач 374-го ВТАП вошла еще одна - поиск и спасение экипажей космических кораблей, эвакуация экипажей с мест приземления на космодром Байконур. Не удивительно, что из полка вышло сразу два космонавта: В.Д. Зудов (совершил орбитальный полет на КК «Союз-23» в октябре 1976 г.) и В.В. Коваленок (летал в космос трижды, дважды Герой Советского Союза). С формирование двух поисково-спасательных авиаполков в Ташкенте и Троицке «космические» задачи с 374-го ВТАП были сняты.