Предыдущая Оглавление Следующая

Всего по операции «Дунай» выполнено 393 самолето-вылета, перевезено 3930 человек, 1130 т грузов, 460 единиц техники. За участие в операции «Дунай» 26 человек награждено орденами и медалями.

В конце 60-х годов в Советской Армии началось формирование подразделений спецназа. Десантирование групп СпН необходимо производить максимально скрытно, что предполагает длительный полет на малых и сверхмалых высотах. В октябре 1969 г. 12 самолетов Ан-12 из 566-го ВТАП были задействованы в опытном тактико-специальном учении по плану Генерального штаба с практическим десантированием личного состава и грузов бригады спецназа с аэродрома Дягилево на 15 различных посадочных площадках на европейской территории Советского Союза от Прибалтики до Карпат. Главная сложность учений с точки зрения экипажей — длительный полет на предельно малых высотах (отдельные члены экипажей даже «травили» из-за длительной болтанки). По результатам учений пять человек награждены орденами Красной Звезды (подполковники Д.Ф. Полканов, Н.С. Моргис, П.П. Станкевич, майор Ф.Г. Дегтярь), и пятеро - медалями.

В 1970 г. боевая подготовка еще больше усложнилась - отрабатывались сомкнутые боевые порядки с выходом в районы десантирования днем на высотах 50-100 м, ночью - 200-300 м. Десантирование выполнялось с высоты 400 м. Дивизия полным составом принимала участие в учениях «Двина». 4 марта 1970 г. пять «Антеев» обеспечили переброску танков и ракетных установок из Армавира в Бобруйск. Практически сразу после учений, в марте, на базе эскадрильи «Антеев» был сформирован 81-й отдельный военно-транспортный авиационный полк с местом базирования аэродром Иваново-Северный (Директива ГШ ВВС от марта 1970 г.), командир полка - полковник Н.С. Моргис. 229-й ВТАП расформирован в соответствии с директивой ГШ ВВС от 10 мая 1971 г.

Состав дивизии на 1971 г.:
-  8-й ВТАП (самолеты Ан-12);
-  374-Й ВТАП (самолеты Ан-12);
566-й ВТАП (самолеты Ан-12).

12VTAD024.jpg

Погрузка техники в "Антеи"

В 1971 г. 566-й ВТАП приступил к переучиванию на самолет Ан-22. Процесс перевооружения шел до 1975 г. В 1972 г. на вооружении полка состояло пять «Антеев», в 1973 г. - 13.

В 1971 г. производилось обучение личного состава полков десантированию с преодолением сильной ПВО. В июне дивизия принимала участие в учениях «Юг» Министерства Обороны с практическим десантированием личного состава и боевой техники 98-й воздушно-десантной дивизии на площадки в Крыму, эти учения проводились для проверки и совершенствования боевой выучки частей СпН.

Во исполнение директивы ГШ ВВС от 8 июня 1972 г. 566-й ВТАП перевооружен с Ан-12 на Ан-22. 1-я эскадрилья к концу года была подготовлена к перевозкам на Ан-22 войск, боевой техники и грузов на полную дальность, личный состав 2-й эскадрильи завершил теоретический курс и приступил к полетам на Ан-22. Дивизия принимала участие в учениях «Запад-72» и «Удар-72».

«Пролетарский интернационализм, беспредельную преданность Коммунистической партии, мужество и отвагу, хорошую боевую выучку и летное мастерство, высокие морально-политические качества продемонстрировал личный состав частей дивизии в октябре 1973 г. при выполнении специального правительственного задания по оказанию помощи народам арабских стран в их борьбе против израильских захватчиков».

В октябре-ноябре 1973 г. выполнялись перевозки грузов в рамках оказания срочной военной помощи Египту и Сирии. Полеты выполнялись с промежуточными посадками в Югославии (Дубровник) или в Венгрии (Будапешт). Над Адриатикой и Средиземным морем самолеты НАТО (чаще всего американские палубные истребители с авианосцев 6-го флота ВМС США) неоднократно выполняли опасное сближение с транспортными самолетами в надежде помешать перевозкам. Однако, по воспоминаниям ветеранов, имитация атаки была выполнена всего один раз, причем «шевеление» пушек кормовой стрелковой точки Ан-12 заставило американского пилота имитацию прекратить.

В ходе этой операции выполнено 202 полета с налетом 3950 ч, на Ближний Восток доставлено 2100 т грузов. За успешное выполнение боевых заданий 104 человека награждены орденами и медалями, в том числе подполковники И.А. Некраха и Д.Д. Молодов - орденами Ленина. Работы экипажей военно-транспортной авиации отметил в своем выступлении на декабрьском 1973 г. Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Леонид Ильич Брежнев:

- Когда ход военных действий на Ближнем Востоке потребовал быстрого восполнения потерь в технике, мы создали воздушный мост, сотнями самолетов перебрасывали различные виды оружия, в том числе тяжелого, на Египетский и Сирийский фронты

Задачи на 1974 г.: личный состав 374-й совершенствует подготовку на Ан-12, 1-й эскадрилье 8-го полка освоить в теории и приступить к полетам на Ан-22, в 566-м полку личному составу 3-й эскадрильи освоить Ан-22. 1-я эскадрилья 8-го полка переучилась на Ан-22 полностью, 2-я эскадрилья приступила к полетам на Ан-22. 8-й ВТАП по директиве Генерального Штаба от 13 февраля 1975 г. переведен на 3-х эскадрильный состав (Ан-22) и передислоцирован из Сещи в Мигалово (Калинин, ныне Тверь).

Предыдущая Оглавление Следующая