![]() |
![]() |
Ан-22 из состава 81-го ВТАП осуществляет полет над Средиземным морем в сопровождении перехватчика НАТО F-104G | Самосвал "Комацу", доставленный Ан-22 |
Середина 70-х годов отмечена бурным ростом освоения нефтегазовых месторождений на севере Сибири. Для обустройства месторождений, рабочих поселков, проведения буровых работ, строительства газопроводов на Север требовалось доставить крупногабаритную тяжелую технику. В отсутствие сухопутных и водных путей сообщения такую технику могли перевезти лишь самолеты Ан-22. В конце 1974 г. началось освоение нефтяного месторождения на Самотлоре. С 27 декабря 1974 г. по 27 января 1975 г. пять экипажей Ан-22 из 566-го ВТАП перевезли на Самотлор 120 человек и 1100 т. Грузов. В феврале - марте два Ан-22 из 8-го ВТАП доставили на нефтепромыслы еще 30 человек и 800 т грузов.
Сибирь - кладезь полезных ископаемых, кладовая валюты в прямом смысле: якутские месторождения золота и алмазов входят в число крупнейших в мире. Освоение кладовых Якутии также не обошлось без «Антеев». С 15 мая по 15 октября 1979 г. десять экипажей Ан-22 из 81-го ВТАП перевезли с аэродрома Кневичи на аэродром Полярный в интересах объединения «Якутскзолото» 30 огромных японских самосвалов «Комацу». В 1986 г. в интересах предприятия «Якут-Алмаз» перевезено 440 т грузов с аэродрома Кневичи на аэродром Полярный. А всего по 1991 г. только самолетами 81-го полка с аэродрома Кневичи на аэродром Полярный было перевезено 28 988 т груза. В мае 1980 г. экипажи 81-го ВТАП доставили материалы для строительства БАМа.
Директивой Генерального Штаба от 18 июня 1975 г. из состава дивизии исключен 374-й ВТАП, взамен введен 81-й ВТАП. Состав дивизии на 1975 г., все полки на Ан-22:
- 8-й ВТАП;
- 81-й ВТАП;
- 566-й ВТАП.
14 октября 1975 г. Мгинская Краснознаменная втад впервые вылетела на выполнение задачи в составе трех полков Ан-22. Этот день стал днем рождения дивизии в новом «антеевском» качестве! В 70-е годы Ан-22 эксплуатировались очень интенсивно. «Антеи» летали по всему миру, и не только с военными грузами на борту. С 15 по 28 июля 1970 г. пять Ан-22 из 81-го ВТАП выполняли спецзадание по оказанию помощи пострадавшим от землетрясения в Перу. Всего было выполнено 60 самолето-вылетов, перевезено 250 т грузов. К сожалению, один из полетов окончился трагедией. 18 июля через 47 минут после взлета с аэродрома Кефлавик была потеряна связь с экипажем Ан-22 (зав. № 09303) подполковника Скока. Погибло 17 человек, находившихся на борту самолета.
В период с 25 апреля по 17 июня 1971 г. три Ан-22 из 81-го полка перевозили в Париж и обратно советские экспонаты, выставляемые на авиакосмическом салоне. Интересно, что это задание выполнялось под эгидой АН СССР. Впоследствии такие задания выполнялись не раз: Ан-22 перевозили в Ле-Бурже космические корабли «Союз» и «Союз-ТМ», орбитальную станцию «Мир», искусственные спутники Земли «Квант», «Квант-2», «Молния», «Кристалл», «Метеор», «Горизонт», транспортные космические корабли серии «Прогресс», межпланетные станции «Венера» и «Марс».
Помимо обеспечения участия Советского Союза в престижном международном авиасалоне, «Антеи» стали привлекать к обеспечению визитов высшего руководства страны за рубеж. Впервые такое задание выполнялось с 1 по 29 июня 1973 г. - Ан-22 перевезли 69 человек и 122 т груза из Чкаловской в Вашингтон и Лос-Анджелес, обеспечивая визит Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Л.И. Брежнева в США. В ноябре-декабре 1980 г. было выполнено 14 рейсов на обеспечение визита т. Л.И. Брежнева в Индию.
Не секрет, что ближневосточная война 1973 г. началась с «подачи» арабской стороны. Подготовка к ней велась загодя. На Ближний Восток перебрасывались морем и воздухом грузы военного назначения и боевая техника. В марте, мае и в октябре 1971 г. девять Ан-22 из 81-го ВТАП перевезли в Египет 301 т грузов.
На базе 81-го полка отрабатывалось десантирование людей и боевой техники с «Антеев» в плотных боевых порядках «поток одиночных самолетов». Итогом работы стало проведенное в сентябре 1974 г. исследовательское летно-тактическое учение.
Уже после включения 81-го ВТАП в состав 12-й дивизии, экипажи «Антеев» этого полка выполнили исключительное по своей важности задание, фактически способствовав становлению государства Ангола. В ночь с 13 на 14 ноября полк составом 17 самолетов доставил боевую технику и боеприпасы в Луанду. Линия фронта на тот момент проходила всего в 20 км от аэродрома посадки. В ноябре-декабре 1975 г. экипажи 81-го и 566-го ВТАП под непосредственным руководством и при личном участии командира дивизии генерал-майора М.М. Кузнецова выполнили 203 самолето-вылета по доставке спецгрузов в Анголу. Только самолеты из 81-го полка перевезли 1069 т грузов. Доставленные «Антеями» две установки РСЗО БМ-21 «Град» решили дальнейшую судьбу страны. Как известно, к власти в Луанду пришла партия МПЛА во главе с Агостиньо Нетто, но были и другие претенденты, поддержанные США, Заиром, ЮАР, Китаем. К моменту провозглашения независимости страны Луанду контролировала МПЛА, однако в окрестностях столицы Анголы сосредоточились отряды прокитайски настроенной ФНЛА, два батальона регулярной армии Заира при девяти бронеавтомобилях "Панар" AML-60 и AML-90. Имелась артиллерия и минометы. Французский наемник вспоминал: «Кубинские части ... буквально смели нас». Действительно, ангольцам помогали кубинцы, но численности защитники Луанды существенно уступали наступавшим. Смели противника две советские машины БМ-21 с кубинскими расчетами. Боеприпасов к «Градам» хватало всего на два залпа из каждой машины. Хватило одного. Моральный ущерб от 80 одновременно разорвавшихся снарядов во много раз превзошел физический: противник обратился в бегство. Бой имел место 12 ноября. «Грады» доставили на аэродром в Пуэнт-Нуаре в Конго два «Антея» из 81-го ВТАП. Полеты советских самолетов непосредственно в Анголу не разрешались до официального провозглашения независимости от Португалии. Полоса в Пуэнт-Нуаре не позволяла принимать Ан-22, из-за чего в самолеты загрузили всего по одной боевой машине. Тем не менее, все равно вероятность неудачной посадки оставалась очень высокой: короткая полоса. Экипажи сумели на нее благополучно приземлиться. Из Пуэнт-Нуаре в Лаунду «Грады» доставили морем, дальнейшее - известно. Экипажи «Антеев» продолжали летать в Анголу многие годы, причем пик перевозок пришелся на 90-е годы.