Предыдущая Оглавление Следующая

30 сентября 1944 года полк в составе 28 боевых экипажей перебазировался на аэродром Воронковцы (Староконстантинов), откуда производил боевую работу до 29 января 1945 года. Осеннее время, плохие метеорологические условия и чрезвычайно темные ночи требовали еще более организованной подсветки цели. В полку из наиболее опытных экипажей была организована группа осветителей в составе 6 самолетов и одного запасного самолета. Лидером группы осветителей был назначен гвардии капитан Ковбаса.

С аэродрома Воронковцы экипажи полка летали в основном на бомбежку объектов, расположенных в глубоком тылу врага - Бреслау, Будапешт, Данциг. 19 января 1945 года в исключительно сложных метеорологических условиях (облачность 10 баллов, снегопад, высота нижней кромки облаков над целью 700 метров, а по маршруту 300 метров) полк успешно выполнил боевую задачу по уничтожению военных объектов в Моравской Острове, за что всем экипажам, принимавшим участие в этой операции, была объявлена благодарность от имени маршала Конева. За овладение городом и портом Данциг от имени Верховного Главнокомандующего всему личному составу полка объявлена благодарность.

29 января 1945 года полк в составе 32 боевых экипажей для действия по военно-промышленным объектам Германии перелетел на аэродром подскока ~ Щепетынь, откуда и производил боевые действия до 8 апреля 1945 года. В основном налеты выполнялись на железнодорожный узел и порт Данциг - 74 боевых вылета. Было сброшено 56 т бомб, в результате чего возникло 20 крупных очагов пожара и до 10 больших взрывов, взорвано 7 складов с боеприпасами, уничтожено 3 воинских эшелона и одна самоходная баржа. Эффективным оказался налет на железнодорожный узел Псков в ночь на 18 февраля 1944 г. Сложные метеоусловия по маршруту, сильный огонь зениток и патрулирование ночных истребителей над целью не смогли остановить боевые экипажи. В эту ночь был разрушен ж.д. узел и депо, разбито до 6 рассредоточенных эшелонов, один эшелон охвачен пожаром, разрушен мост через р. Великая, сожжены пакгаузы и склады, разбита электростанция и многие другие объекты.

182tb018.jpg

О характере боевой работы полка хорошо говорят подлинные документы:

Боевой приказ № 10

24.3.1945 г.                      12.00

аэродр. Щепетынь

1.  Противник, ведя бой в окружении, имеет большое скопление живой силы и техники на ж.д. узле, порту и гор. Данциг. Цель прикрывалась до трех батарей среднекалиберной зенитной артиллерии, расположенной в юго-восточной, северной и западной части города.

Ожидаемая погода: облачность 5-6 баллов, средних форм и местами до полных прояснений, ветры северного направления.

2.   18 АП уничтожает живую силу и технику противника на ж.д. узле, порту и гор. Данциг в период 20.00-21.00 с высоты 3300-3500 метров. Минимальная высота бомбометания -1000 метров. Прицельная точка - объект № 23 - центр города. Запасная цель - город Кенигсберг. Точка прицеливания - центр города. Минимальная высота бомбометания - 1000 метров.

В случае 10 балльной облачности ниже 1000 метров идти на запасную цель, бомбардировать только из-под облаков, т.к. наши войска вплотную подошли к объектам нападения.

В случае 10 балльной облачности ниже 600 метров и на запасной цели то возвращаться, бомбы сбрасывать в крупные озера и на полигон Щепетынь.

3.  Я решил в бой готовить всю исправную матчасть и экипажи, имеющие более 10 боевых вылетов. Облеты матчасти произвести в 14.00. Для дачи последних указаний летный состав собрать на КП в 15.00. Готовность № 2 - 16.00. Старшим контролером АП назначаю Сычева, фотоконтролером экипаж Бересенева, цель сфотографировать в 21.00.

4.  Командиру 1 АЭ выпустить в бой 4 экипажа, поднять в воздух 3 ФАБ-250.

5.  Командиру 2 АЭ выпустить в бой 4 экипажа, поднять в воздух 3 ФАБ-250.

6.     Командиру 2 АЭ выпустить в бой 4 экипажа, поднять в воздух 3 ФАБ-250.

7.     Боезарядка: всем экипажам внешняя подвеска ФАБ-250, внутренняя 50 % ФАБ-100, 50 % ЗАБ-100, минимальная загрузка 1000 кг, максимальная - 1250 кг.

Экипажу-фотографу подвесить 4 ФОТАБ-35 и 6 САБ-100.

8.     Первой выруливает 3 АЭ, затем 12 и 2 АЭ. Боевой порядок колонны.

9.     Связь без ограничений.

10.  Я - на КП, мой заместитель в воздухе — Сычев.

Донесения представить на КП через 20 минут после посадки самолетов.

Командир 18 ГБАПСКП ВВС КА Гвардии полковник Вавилов

Начальник штаба 18 ГБАПСКП ВВС КА Гвардии майор Леонидов

Боевое донесение № 10

Штаба 18 гвардейского бомбардировочного Севастопольского Краснознаменного АП ВВС КА

25.3.1945 г.                   00.20

аэродр. Щепетынь

1.  Планировалось на боевое задание 14 самолетов, произведено 14 самолетовылетов по основной цели. Боевой налет 87 часов 40 минут.

Итого поднято в воздух: ФАБ-250 -8 шт. САБ-100 - 6 шт. ФАБ-100 - 57 шт. ФОТАБ-35 - 6 шт. ЗАБ-100 - 57 шт.

Общим весом 14140 кг, что составляет среднюю бомбовую нагрузку на один самолет 1080 кг.

2.  В ночь на 25.3.1945 г. цель ж.д. узел, порт и гор. Данциг уничтожался 14 самолетами в период 20.29-21.00 с Н=2600-3000м. На цель сброшено 8 ФАБ-250, 57 ФАБ-100, 57 ЗАБ-100, 6 САБ-100, 4 ФОТАБ-35. Общим весом 14140 кг.

В результате бомбардирования наших экипажей над целью возникло 12 очагов пожаров, из них 11 в центре города и один в южной части города, экипаж Кузнецова, штурман Мороз, в 20.30 в результате своего бомбометания создали в центре города взрыв огромной силы, что подтверждается экипажами. По данным контролирующих цель бомбардировалась успешно, весь город объят пламенем, горят целые кварталы. Как в центре города, так и в других частях его. Периодически отмечались большие взрывы в центральной и южной части города, бомбардирование было кучным и чрезвычайно эффективным. В городе возникло более 20 больших очагов пожара и огромное количество мелких очагов пожаров. Особенно подверглась разрушению центральная часть города.

Предыдущая Оглавление Следующая