Красивые показательные полеты на авиашоу - вершина айсберга. Слава достается летчикам, но что такое летчик без техника? Это - летчик без самолета. Работа инженерно-технического состава чаще всего остается "за кадром". К сожалению, и наш журнал мало и редко пишет о "технарях". Между тем, самолет уже давно не самолет, а "авиационный комплекс". Инженерно-техническое обслуживание авиационной техники никогда не было простым делом. В сто крат оно труднее сегодня. Дело даже не только в усложнении двигателей или бортовых систем. Стремительное разоружение привело к тотальной нехватке запасных частей, расходных материалов. Из-за более чем скромной зарплаты уходят люди. Текучка кадров в ТЭЧ выше, чем среди летного состава. Оно - понятно, грамотный инженер на гражданке достойную работу найдет быстрее, чем самый опытный летчик-снайпер. Тем не менее - самолеты летают, в чем огромная заслуга людей, которых не показывает телевидение и не снимают для первых полос газет. Служба в инженерно-технической службе Центра имеет ряд особенностей. Пилотажные группы часто выступают вдали от родной базы. Самолет, как и любой другой образец техники, в принципе не может иметь 100% надежность, но показы-то из-за технических неисправностей срывать нельзя. Анализ статистики отказов позволил сформировать своего рода аптечку первой помощи - аэромобильный контейнер с резервными блоками и агрегатами, вероятность отказа которых является наибольшей. Этот опыт Кубинки достоин распространения в масштабах ВВС.
Помимо трех эскадрилий в ЦПАТе имеется группа демонстрации парашютных систем. Она была образована в 1996 году как структурное подразделение Центра в составе поисково-спасательной и парашютно-десантной службы.
Группа демонстрации парашютных систем предназначена для:
- демонстрации спасательных, учебно-тренировочных, спортивных парашютных систем (отечественного и зарубежного производства) на земле и в воздухе при выполнении парашютных прыжков;
- организации и проведения показательных прыжков с парашютом на авиационных праздниках, шоу и других мероприятиях с привлечением парашютистов по плану Главнокомандующего ВВС;
- выполнения показательных прыжков с парашютом по заявкам государственных и общественных организаций в целях пропаганды парашютизма, военно-патриотического воспитания молодежи, демонстрации возможностей парашютно-десантной техники и мастерства парашютистов;
- участия в авиасалонах, авиашоу, визитах дружбы и других мероприятиях, проводимых правительствами и ведомствами РФ и иностранных государств как на территории России, так и за рубежом;
- проведения совместно с парашютно-испытательным отделом ГЛИЦ, НИИ парашютостроения, заводами и фирмами оборонной промышленности, главными и центральными Управлениями МО РФ консультаций для иностранных специалистов;
- участия в исследованиях, направленных на разработку методов повышения психофизических возможностей летного состава, парашютистов, проводимых специалистами института авиационной и космической медицины при выполнении научно-практических работ.
Будни центра зимой и летом
Все парашютисты группы - великолепные спортсмены, неоднократные чемпионы и призеры многих российских и международных соревнований: прапорщик Дмитрий Шляхов (мастер спорта международного класса, обладатель Кубка мира, чемпион России, Военно-воздушных сил, более 6000 прыжков с парашютом), ст. прапорщик Александр Лепезин (более 9000 прыжков), прапорщик Сергей Гусенков (мастер спорта международного класса, обладатель Кубка мира по "Пара-Ски", чемпион Вооружённых сил, более 7000 прыжков с парашютом), прапорщик Вадим Саклаков (мастер спорта, чемпион России, Вооружённых сил, совершил 8000 прыжков с парашютом). Прапорщик Вячеслав Дубинский, ст. сержант Евгений Андреев, ст. сержант Константин Исаев принимали участие в рекордном прыжке трехсот лучших парашютистов мира с высоты 6 км. Команду по классическому парашютизму тренирует Заслуженный мастер спорта, двукратный чемпион мира, чемпион Европы, многократный чемпион России.
Техническое обслуживание Су-27 "Русских Витязей"