Предыдущая Оглавление Следующая

237cp027.jpg 237cp028.jpg
Пилотажная группа "Стрижи" в Реймсе. Франция, 1991 'Ментик" на Су-25 пилотажной группы "Небесные Гусары"

У истоков создания всемирно известных ныне пилотажных групп стоял командующий ВВС Московского военного округа генерал-лейтенант Н. Антошкин. Датой создания Авиационной группы высшего пилотажа "Русские Витязи" считается 5 апреля 1991 г. Первый "ромб" в составе: ведущий Анатолий Арестов (командир эскадрильи), Александр Дятлов (левый ведомый), Иван Кирсанов (правый ведомый), Владимир Букин (замыкающий) был слетан еще в 1990 г., но в том же году Арестова перевели на новое место службы. Ромб распался. Основой группы высшего пилотажа стала вторая четверка, ведомая Владимиром Басовым. В состав пилотажной шестерки вошли Владимир Басов (ведущий), Александр Дятлов (левый ведомый), Сергей Ганичев (правый), Владимир Букин (хвостовой), Владимир Баженов (левый внешний), Александр Личкун (правый внешний). Первое публичное выступление "Витязей" на броско окрашенных Су-27 состоялось осенью 1991 г. в Великобритании. Потом были Чехословакия, Малайзия, Франция, США, Норвегия, Бельгия, Люксембург и, конечно, ставшие традиционными МАКСы в подмосковном Жуковском. Особняком стоит проходившее в 1994 г. в Братиславе авиашоу SIAD'94, своего рода чемпионат мира среди пилотажников на реактивных истребителях в одиночном разряде. Первое место занял капитан Игорь Тка-ченко, сегодня полковник Ткаченко является командиром АВПГ "Русские Витязи". Трагедия в Камрани едва не поставила крест на истории группы. По трагической нелепости, из-за чужих ошибок, разбились 12 декабря при заходе на посадку два Су-27 и один Су-27УБ. Погибли подполковник Николай Алексеевич Гречанов, полковник Борис Михайлович Григорьев, подполковник Николай Викторович Кордюков подполковник Александр Викторович Сыровой. Каждый год 12 декабря однополчане приходят на кладбище, где захоронены летчики. Идти недалеко - полчаса от взлетки.

В 1996 г. группа "Русские Витязи" фактически была создана заново. В сентябре 1996 г. ромб "Русских Витязей" стал украшением гидроавиасалона в Геленджике.

Авиационная группа высшего пилотажа "Стрижи" дебютировала 6 мая 1991 г. За первым официальным демонстрационным полетом наблюдал маршал авиации Кожедуб. Преемственность поколений - налицо. Этот день стал датой рождения группы. Уже в мае "Стрижи" посетили Швецию. Визит был "полузакрытым" - на авиабазу Упсала широкие массы шведского народа доступ не получили. Зато во французском Реймсе на торжествах по случаю 50-летия полка "Нормандия-Неман" пилотаж Александра Кутузова, Александра Захарова, Алексея Шерстнева, Владимира Галуненко, Андрея Макаренко и Александра Каташинского произвел фурор. Над Реймсом летала совершенно необычная шестерка из четырех МиГ-29 и пары "Миражей" F.1. Пилотаж "Стрижей" отличает высокая динамика выполнения фигур, в то время как "Русские Витязи" в небе производят впечатление действительно былинного богатыря, немного неповоротливого, но могучего.

Первую половину 90-х годов летчики "Витязей" и "Стрижей" побывали во множестве стран, количество показов на разнообразных авиашоу доходило до нескольких десятков в год.

После перехода полка, точнее Центра, на трехэскадрильный состав на 3-ю эскадрилью были возложены задачи показа возможностей ударной фронтовой авиации - отсюда такой разнобой в типах. К уже имевшимся в подразделении ударным самолетам добавились еще Су-25, ставшие основным типом. Процесс переучивания с истребителей на штурмовики проходил непросто, поэтому мыслей о создании пилотажной группы на первых порах не возникало. Нелепую, по мнению многих специалистов, идею пилотажной группы на штурмовиках выдвинул и воплотил в жизнь командир эскадрильи подполковник Александр Горнов. Командир начал с парного пилотажа (ведомый подполковник И. Кравцов), затем стал тренировать ромб. Небывалое - бывает! Пилотажная группа на ударных самолетах состоялась. Группа получила название "Небесные Гусары". 12 апреля 1992 г. Су-25 в броской окраске с гусарскими ментиками на брюхе впервые показали, на что способны штурмовики в опытных руках: над Кубинкой состоялось авиашоу в рамках выставки "Авиадвигатели 92". Меньшая дальность полета "Грача" по сравнению с МиГ-29 и Су-27 ограничила географию выступлений "Гусар" территорией нашей страны, но один международный показ все-таки состоялся. В сентябре 1992 г. группа вместе с французскими "Миражами" 2000 и F.1 побывала на аэродроме Озерная Падь, Хабаровский край. В Озерной Пади базируется полк, в котором в годы Великой Отечественной войны начинала свой боевой путь эскадрилья "Нормандия". В 1995 г. Су-25 с вооружения ЦПАТа сняли, но история "Гусар" не прервалась. О сегодняшнем дне Авиационной группы высшего пилотажа и подготовки летного состава наш журнал писал в № 1 за 2003 г. Со времени выхода номера прошло совсем немного времени, но в группе - большие перемены. В январе летчики сдали тренировочные L-39, вместо "Альбатросов" на вооружение поступят МиГ-29.

237cp029.jpg 237cp030.jpg
Су-24 из состава 237-го ЦПAT Н.М. Дятел - командир группы высшего пилотажа

Предыдущая Оглавление Следующая