Предыдущая Оглавление Следующая

840tb023.jpg 840tb022.jpg
Командир попка полковник Нагаев Ю.В. Самолеты полка над Поклонной горой во время парода в честь 50-й годовщины Победы над фашистской Германией

В 2003 г. впервые за десять лет четыре Ту-22М3 выполнили полигонное бомбометание бомбами массой 3000 кг.

Хотелось бы завершить краткий рассказ о самом боевом на сегодняшний день полку Дальней Авиации на мажорной ноте, но - увы: 8 июля 2004 г. произошла трагедия. При заходе на посадку на аэродром Сольцы разбился Ту-22М3. Экипаж майора О.Л. Тяпкина выполнял тренировочный полет по маршруту с переменным профилем на боевое применение с выполнением тактических пусков АКР и боевой стрельбой из пушки ИК снарядами. На 57-й минуте полета на высоте 5700 м при скорости 595 км/ч произошел первый отказ в системы электропитания. Штурман-оператор доложил: «Командир, отказал правый генератор, разблокировка не снимается, отключил». Через 10 минут, когда до аэродрома оставалось 17 км, произошло падение напряжения в левой сети. Произошло отключение освещения рабочих мест командира и штурмана-оператора, выключение пилотажно-навигационных приборов. Через 11 с после падения напряжения экипаж выпустил закрылки для выполнения посадки и принял решение перейти на аварийное электропитание. После объединения аккумуляторных шин произошло пиковое увеличение токовой нагрузки. В результате левая сеть оказалась обесточенной, а правая сеть перешла в сверхаварийный режим работы от аккумуляторной батареи. Полностью отключилось освещение рабочих мест экипажа, отказала автоматическая система управления самолетом. Под левой плоскостью крыла висела ракета. В результате потери управляемости началось неуправляемое развитие левого крена и увеличение вертикальной скорости снижения. Столкновение самолета с землей произошло при левом крене 75 град на удалении 8 км от ВПП. Экипаж из-за скоротечности протекания особой ситуации средствами аварийного покидания не воспользовался. Погибли командир корабля майор Олег Тяпкин, второй пилот капитан Илья Ловков, штурман 1-го класса майор Николай Толстов и штурман-оператор Александр Иванов. Менее чем за год полк фактически потерял шестерых человек - в экипаже разбившегося в 2003 г. Ту-160 было двое питомцев 840-го ТБАП: второй пилот и штурман-оператор.

840tb024.jpg

Катастрофа тяжело отразилась на всей Дальней Авиации - были прекращены все полеты самолетов Ту-22. Но жизнь продолжается. После разбора причин трагедии, в сентябре 2004 г. аэродром Сольцы вновь содрогнулся от рева могучих двигателей ракетоносцев - Ту-22М3 ушли в плановый полет.

И еще несколько слов в заключение. В 1968 г. в ознаменование заслуг в Великой Отечественной войне 840-й ТБАП был награжден орденом Боевого Красного Знамени (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 г.). В 1945 г. в «верха» ушли документы на присвоение полку гвардейского звания, но пока документы «шли» группа Ту-2 ошибочно нанесла удар по своим. Гвардейским полк не стал. После войны гвардейское звание напрямую не было присвоено ни одному авиационному полку. Гвардейскими полки становились только после передачи регалий полков, подлежащих расформированию. Может стоит возобновить традицию?

Герои Советского Союза, проходившие службу в 840-м Краснознаменном ТБАП

Агамиров Г.Г., Буланов А.Н., Ижутов Н.С., Кирсанов И.И., Левчук С.А. Лущенко Г.А., Мелешко О.И., Морозов В.П., Родионов В.И., Соляник В.О., Тананаев П.Н., Шатаев Н.И., Шестернин Б.И.

Командиры 840-го Краснознаменного ТБАП

 

Год вступления в должность

Майор Гельбак А.С.

1942

Майор Лукин В. И.

1944

Подполковник Ударцев С.П.

1945

Подполковник Морозов В.П.

1949

Подполковник Макшанов М.Я.

1949

Подполковник Агамиров Г.Г.

1953

Подполковник Сычев Г.М.

1957

Полковник Демиденко П.И.

1961

Полковник Перминов Д.С.

1967

Полковник Ларцев С.С.

1971

Подполковник Мазалов В.М.

1974

Полковник Трезнюк Г.П.

1977

Полковник Шестаков А.А.

1980

Полковник Румянцев В.Ю.

1984

Полковник Екименко В.А.

1989

Полковник Ананьев В.Н.

1992

Полковник Прозоров В.В.

1997

Полковник Ананьев В.Н.

1998

Полковник Нагаев Ю.В.

2002

Предыдущая Оглавление Следующая