Владимир ЩЕРБАКОВ
"...А это кузнечики. У нас их тут полным полно..."
Уважаемые читатели, в прошлом номере журнала мы закончили публикацию серии статей об американском истребителе-бомбардировщике F-111.
Последние машины этого семейства в настоящее время состоят на вооружении лишь одной страны - Австралии. Об австралийских «поросятах», а именно такое название получили F-111 на зеленом континенте, мы уже подробно рассказали, но нам кажется, что для окончательного завершения темы стоит хотя бы вкратце познакомить вас с современным состоянием ВВС этой далекой страны.
Что из себя представляет далекая Австралия? Во-первых, это отдельный континент со своеобразной флорой и фауной, и являющийся к тому же родиной такого чудесного изобретения как бумеранг. Во-вторых, это суверенное государство, являющееся членом нескольких экономических и военно-политических союзов, и проводящее все более активную международную политику, причем не только в районе южной части Тихого океана, называемом Океания, но и далеко за его пределами.
Кроме того, Австралия обладает довольно развитой промышленностью и одними из наиболее современных в регионе вооруженными силами, на оснащении которых находятся и современные корабли, и боевые самолеты различных типов.
Немного из истории
Так же как и американцы, являющиеся по сравнению с европейскими государствами достаточно молодой нацией, австралийцы стремятся как можно больше «удлинить» свою историю. Не является исключением и история национальных военно-воздушных сил. В этом случае речь идет о начале прошлого века, а именно о 1901 г., хотя тогда над пятым континентом летали еще британские воздухоплаватели. Первый же австралиец поднялся в воздух на самолете собственной конструкции только в июле 1910 г.
Несколько лет безрезультатно шли и дебаты о необходимости образования австралийских военно-воздушных сил (в местных документах они были названы Австралийским авиационным корпусом - Australian Aviation Corps). И только в 1911 г. министр обороны Австралии Джордж Пирс сразу же после своего возвращения из Лондона принял наконец-таки решение об образовании летной школы.
Первыми военными летчиками далекого пятого континента стали шесть человек: пилоты Генри Петре и Эрик Харрисон, а также механики Р. Честер, Г. Фонтено, К. Нит и А. Шортланд. Официальной же датой образования Королевских австралийских ВВС (Royal Australian Air Force) принято считать 22 октября 1912 г. - в тот день было объявлено о создании Воздушного корпуса Австралии (Flying Corps in Australia) и размещены заказы на пять самолетов (хотя самостоятельным видом вооруженных сил ВВС Австралии стали лишь в марте 1921 г.).
Современность
Сегодня военная авиация Австралии представлена Королевскими военно-воздушными силами, а также авиацией сухопутных войск (Australian Army Aviation Corps - AAAC) и военно-морских сил (Royal Australian Navy - Fleet Air Arm). Основная часть боевой и вспомогательной авиации, естественно, находится в составе ВВС.
Королевские ВВС Австралии, насчитывавшие около тринадцати с половиной тысяч человек (служба - только на добровольной основе), согласно организационной структуре включают в себя:
- штаб (на ВВБ Гленбрук, Новый Южный Уэльс),
- авиационное оперативное командование,
- объединенное командование обеспечения,
- учебное командование.
Во главе военно-воздушных сил стоит командующий ВВС, осуществляющий руководство данным видом вооруженных сил (ВС) непосредственно через штаб.
Командующий Королевскими ВВС Австралии маршал авиации Ангус Хаустон
В подавляющем своем большинстве все летательные аппараты сведены в авиационное оперативное командование со штабом на ВВБ Гленбрук и распределены по соответствующим боевым группам (Force Element Group), которые более подробно рассматриваются ниже.