Испытательный полет F-111 с противорадиолокационной УР HARM и УАБ GBU-15
«Хорнет» из состава 2-й отдельной группы переподготовки с ВВБ Вильямтаун выполняет полет в небе штата Квинсленд
Согласно условиям контракта, большая часть машин собиралась на местном Государственном авиационном заводе (Government Aircraft Factory), затем переименованном в компанию AeroSpace Technologies of Australia (ASTA). Первый «австралиец» поднялся в воздух 3 июня 1985 г.
Из «шершней» были сформированы три боевых истребительных авиационных эскадрильи (3-я АЭ - август 1986 г., 77-я АЭ - июль 1987 г. и 75-я АЭ - май 1988 г.) и одно отдельное учебное подразделение (в мае 1985 г.) из спарок — для подготовки и переподготовки пилотов. На базе последнего также действуют курсы подготовки инструкторов (Advanced Fighter Combat Instructor courses), так что подразделение часто даже называют «Колледжем для «хорнетов». Роли между тремя боевыми авиаэскадрильями F/A-18 вначале были поделены следующим образом: 3-я и 75-я АЭ считаются частями противовоздушной обороны, а 77-я АЭ имеет задачу оказания непосредственной авиационной поддержки войскам. Однако, к настоящему времени четкие различия между ними стерлись и все три АЭ стали фактически универсальными и многоцелевыми.
Набор вооружений «хорнетов» был составлен достаточно разнообразным: управляемые ракеты различных типов (AIM-7M, AIM-9M, AGM-88 HARM и AGM-84D Harpoon), управляемые авиабомбы (GBU-10, GBU-12, GBU-24 и "Пэйвей» II с наведением по лазерному лучу), обычные авиабомбы Мк82, Мк84 и 70-мм неуправляемые ракеты CVR-7. В последнее время арсенал австралийских F/A-18 пополнили и УР большой дальности AIM-120 AMRAAM.
Базирующаяся на ВВБ Тиндал 75-я АЭ является крупнейшим формированием, оснащенным тактическими истребителями F/A-18 «Хорнет». Основная причина этого заключается в том, что удаленное расположение данной базы требует от дислоцирующихся в ее районе частей повышенной степени автономии практически по всем вопросам. С другой стороны, близкое расположение по соседству с ВВБ большого полигона Деламер (Delamere Range Facility; находится в 100 километрах от базы) позволяет личному составу данной авиационной эскадрильи постоянно проводить отработку действий по практическому применению различного авиационного вооружения. К тому же географическое местоположение военно-воздушной базы (на севере континента, достаточно близко к странам Восточной и Юго-Восточной Азии, к базам ВС США и их союзников) дает австралийским летчикам возможность участвовать в совместных военно-воздушных учениях с ВВС Соединенных Штатов, Сингапура и других государств, перенимая у их пилотов самый передовой опыт.
В 1990 г. уже порядком поизносившиеся «хорнеты», которых к тому времени осталось уже 74 единицы, начали модернизировать. На модернизируемых машинах устанавливались комплекты авионики, аналогичные модификации F/A-18C/D, а с 1991 г. их начали также оборудовать и под новые подвесные контейнеры системы AN/AAS-38В NITE Hawk (компания Lockheed Martin) с тепловизионными датчиками и аппаратурой лазерной подсветки.
В конце 2000 г. австралийцы начали осуществлять вторую модернизацию парка своих F/A-18 для того, чтобы продлить их «жизнь» до 2015-2020 гг. (предварительное решение было принято еще в 1995 г., но лишь к августу 1998 г. удалось устранить все разногласия). К тому времени австралийское командование предполагает выбрать-таки замену для почти сотни F-111 и F/A-18 (основной претендент здесь - американский JSF). Программа стоимостью в 1,25 млрд. австралийских долл. получила обозначение "Project Air 5376" и предусматривает доведение 71 самолета австралийских ВВС (два F/A-18A и два F/A-18B к тому времени уже разбились) до уровня американских F/A-18C/D в два этапа. Были определены четыре основные области модернизации: бортовая РЛС, системы связи и навигации, аппаратура опознавания и средства РЭБ. Естественно, что новое оборудование потребовало также замену бортовой системы управления.
Авиационные эскадрильи «хорнетов», входящие в состав 81-го авиакрыла, согласно имеющимся планам будут составлять ядро 96-го авиакрыла ПВО и частично 95-го ударного авиакрыла, формируемых в чрезвычайных условиях и с вступлением Австралии в войну.
Следует подчеркнуть, что отличительной особенностью австралийских военно-воздушных сил является полное отсутствие в составе их авиапарка боевых или вспомогательных вертолетов. Решение о передаче всех винтокрылых машин в распоряжение армейской авиации сухопутных войск Австралии (Australian Army Aviation Corps) было принято в 1989 г. Последние машины перешли к новым хозяевам в начале 1990 г. Решение, по мнению некоторых специалистов, достаточно спорное, но после драки кулаками махать уже поздно, а «гонять» вертолеты туда-сюда австралийцы не собираются, поскольку это выливается в лишние финансовые и материальные расходы.
Тип самолета /вертолета | Количество в строю | Примечание |
F-111C | 17 | истребитель-бомбардировщик, модернизированные F-111F из состава ВВС США |
F-111G | 7 (+ 7 на хранении) | бомбардировщик |
F/A-18A/B «Хорнет» | 55/16 | тактический истребитель, большая часть прошла глубокую модернизацию |
RF-111C | 4 | разведывательный |
АР-3С «Орион» | 16 | базовый патрульный и противолодочный |
ТАР-ЗВ «Орион» | 3 (+1 на ЗИП) | учебный, транспортный и связи |
«Хок» Mk127 LIFT | 33 | учебно-боевой |
РС-9А | не менее 65 | учебно-тренировочный |
Боинг 707-320 VIP (BBJ) | 1 | транспортный/VIP |
Боинг 707-338С(КС-135) | 3 | самолет-заправщик |
«Челленджер» 604 | 3 (в лизинге) | транспортный |
С-130Н «Геркулес» | 12 | транспортный |
C-130J/J-30 «Геркулес» II | 12 | транспортный |
DHC-4A «Карибу» | 14 | транспортный |
HS-748-228/748 VIP | 5 | транспортный/транспортный VIP, должен быть снят с вооружения 30 июня 2004 г. |
«Супер кинг эйр» 350 | 7 | транспортный, взяты в лизинг |