Часть 2-я
"ЛУННАЯ ЛЕСТНИЦА"
Четыре шага к Луне:
I (продолжительность этапа 56 мин 25 сек) - "спуск" со 111 км до 15 км (приближение к Луне);
II (8 мин. 24 сек.) - снижение с 15 км до 2,3 км (над поверхностью) ;
III (1 мин. 42 сек.) - снижение с 2,3 км до 230 м (различим рельеф поверхности);
IV (1 мин. 08 сек.) - выбор площадки со 230 м до ~155 м (различимы детали рельефа);
V (40 сек.) - прилунение на выбранную площадку (различимы детали площадки).
Масштаб -1 (56 мин. 25 сек.)
101:38:48. Итак, с высоты 111 км лунный модуль LM устремился к невидимой (условной) точке Т' (в 15-ти километрах над поверхностью Луны), в которой ЖРД посадочной ступени (ПС) LM будет включен на торможение. Это последние 56 минут, предоставленные экипажу на проверку и подготовку систем. В 15 километрах над Луной времени на раздумья, включать ЖРД или не включать - "Быть или не быть?" первой посадке Человечества на Луну - будет не более 5 секунд.
101:55. Выполняя последовательность операций прилунения, астронавты начинают работать с бортовой БЦВМ и ЦУП-ом по программе Р63, процедуры которой к моменту подлета к точке Т' должны полностью свести реальное положение, скорость и ориентацию LM с "Вектором состояния" в ЭВМ Хьюстона.
Связь с ЦУП-ом с момента выхода LM из-за Луны была пугающе прерывистой, диспетчеры главного зала управления и групп поддержки полчаса потели, с замиранием сердца вслушиваясь в еле различимые голоса астронавтов. В какой-то миг связь стала проблемой.
Но Пит Конрад (командир будущей миссии "Apollo-12"), сидящий рядом с Чарли Дюком (будущим пилотом LM миссии "Ароllо-16"), за 4 минуты до времени прохождения точки Т' посоветовал астронавтам отклонить двигателями ориентации трассу спуска на 10° в горизонтальной плоскости курса, в сторону Земли. И это нормализовало связь.
За минуту до точки Т' диспетчеры доложили руководителю полета Гену Кранцу (Ген Кранц в разных изданиях - Джин, Юджин), что параметры реального LM и расчетного (в ЭВМ на Земле) практически совпадают и посадку можно начинать.
За 40 секунд до прохождения точки Т' - Базз Олдрин включает телекамеру на своем (правом) окне-иллюминаторе для телетрансляции в ЦУП спуска LM на поверхность.
За 7 секунд до расчетного момента двигатели системы ориентации сообщают LM ускорение для подачи топлива из баков в двигатель посадочной ступени.
За 5 секунд - астронавты активизируют на дисплее БЦВМ доступ к "кнопке паники" и аварийным программам: Р70 (ПС) "Авария" и Р71 (ВС) "Аварийная ступень".
102:35:13 - Лунный модуль в точке Т'. На дисплее БЦВМ высвечивается кнопка "Начинай", Армстронг переключает трехстепенную ручку "контролера положений" на управление тягой, Олдрин нажимает кнопку пуска ЖРД ПС, и они одновременно произносят: "Зажигание".
Масштаб - II (8 мин. 24 сек.) Сначала двигатель включается на 10 % полной тяги - очень мягко. Понять, что он работает, можно только по индикации на панели управления. На этой тяге он должен проработать 26 секунд.
Начавшуюся поездку вниз "верхом" на работающем ЖРД ПС с первой секунды не назовешь спокойной. В начале Армстронга удивило, что работа двигателей системы ориентации (ДСО) была значительно более интенсивна и продолжительна, чем на тренажере. "Орел" хаотично и часто вздрагивал от корректирующих импульсов.
Т'+00 мин. 26 сек. ЖРД, выйдя на полную тягу, беззвучно высокочастотно затряс весь LM. "Орел" стремительно снижался с начальной горизонтальной скоростью почти миля в секунду, "лицом" вниз (окнами на Луну). Астронавты стояли, пристегнутые к полу ремнями, и внимательно смотрели в треугольные иллюминаторы-окна модуля.
В начальные минуты торможения задачей пилотов было визуально проверить динамику снижения скорости модуля по ориентирам на поверхности. Армстронг почти сразу заметил, что ориентировочные детали рельефа появлялись в прицельной рамке окна на две секунды раньше расчетного времени. На Земле уже подсчитывали, к чему приведет недобор в торможении модуля. Но на второй минуте спуска БЦВМ стабилизировала положение, "поспешность" LM прекратилась, и снижение продолжилось по расчетному графику.
Т'+03:00. "Орел" на высоте 13,7 км и в 210 км от "расчетного" места прилунения, угол оси лунной кабины к местной вертикали устанавливается 73°.
Третья минута спуска с торможением - это "первая критическая" глубина снижения. С этой высоты астронавты могут забыть о программе аварийного старта за счет ЖРД ПС (Р70). Двигатель ПС и так работает на полной тяге, использование маневра с изменением угла вектора тяги (с помощью и ДСО) на подъем не рассматривалось по причинам серьезного усложнения встречи с CSM на орбите. Теперь спасаться, если потребуется, будет эффективнее с максимально заторможенной (выработавшей топливо) "стартовой платформы" аварийным запуском ЖРД - ВС. Но эта "вторая критическая", она же и последняя (Р71) наступит почти у самой Луны.