Бомбардировщик Су-2 с мотором М-82
В этот момент и началась Великая Отечественная война. Но работы по установке мотора М-82 на опытные самолеты продолжались. Более того, приказом НКАП № 610 от 3 июля 1941 года получил задание на установку М-82 и один из соавторов истребителя ЛаГГ-3 М.И. Гудков со сдачей на испытания 1-го экземпляра к 1 августа и 2-го экземпляра к 15 августа 1941 года. А постановлением ГКО №327 от 29 июля 1941 года в рамках усиления оборонительного вооружения своего штурмовика С.В. Ильюшин также был обязан изготовить двухместный Ил-2 с мотором М-82.
Тем временем, к началу июля, завод №19 задачу по освоению мотора М-82 в серийном производстве в основном выполнил. В июне была выпущена первая партия - 10 моторов и создан достаточный задел для выполнения июльской программы. По мотору же М-71 ничего не делалось.
В июле вышли на летные испытания первые опытные самолеты с М-82: очередной 3-й опытный экземпляр И-185 и МиГ-9 (такое обозначение получил МиГ-3 с М-82). Первый вылет на И-185 с М-82 совершил (по данным В.П. Иванова) 21 июля летчик-испытатель П.Е. Логинов, на первом опытном экземпляре МиГ-9 (по данным Е.А. Арсеньева) - 23 июля 1941 года летчик-испытатель М.И. Марцелюк. В июле же начались и летные испытания Су-2 с М-82 - летчик-испытатель Н.Д. Фиксон. Испытания этих машин были сосредоточены в ЛИИ.
Как же были выполнены винтомоторные группы и установки вооружения на этих самолетах?
Капот И-185 типа NACA имел традиционную схему охлаждения воздушного мотора: регулируемые из кабины жалюзи на входе и кольцевая юбка на выходе. Всасывание осуществлялось через два патрубка, проходящих внутри капота, выхлоп — двумя коллекторами, выходящими назад по бокам фюзеляжа. Маслорадиатор был расположен под кабиной в специальном туннеле. Вооружение состояло из трех синхронных пушек ШВАК, одна из которых стояла сверху мотора по оси самолета, две другие располагались справа и слева снизу по бокам мотора. Такое мощное синхронное пушечное вооружение было выполнено в СССР впервые.
Установка М-82 на Су-2
Капотировка мотора на МиГ-9 была выполнена в целом похоже, но два всасывающих патрубка проходили сверху капота, а два 8-дюймовых маслорадиатора были подвешены в общем туннеле снизу мотора. Вооружение составили три синхронных пулемета БС и два ШКАС. От последних впоследствии отказались. Схема установки пулеметов БС напоминала установку пушек ШВАК на И-185, но естественно требовала иной системы подачи патронов и отвода стреляных гильз и звеньев.
Таким образом, можно констатировать, что обмен информацией между КБ Поликарпова и Микояна, видимо, имел место, но конкретную конструкцию капотирования мотора, а также установку вооружения каждое ОКБ выполняло самостоятельно, причем в одно и то же время.
Схема охлаждения М-82 на Су-2 также была выполнена по традиционной схеме с регулируемой юбкой на выходе, а всасывающий патрубок был установлен сверху мотора - там, где находился карбюратор.
После начала испытаний наибольшие усилия по достижению расчетных скоростей приложило ОКБ Микояна. Однако испытателей ждал не очень приятный сюрприз. Как сам мотор, так и установка его на самолете оказались «сырыми» - максимальные скорости были далеки от расчетных.