Участники войсковых испытаний Ла-5ФН из 32-го гв. ИАП (слева направо): гв. ст. л-т Орехов В.А., гв. п/п-к Давидков В.И., гв. ст. л-т Шульженко Н.Н., гв. к-н Гаранин В.И., июль-август 1943 г.
Командование ВВС КА ратовало за скорейший перевод всех моторов М-82 на непосредственный впрыск. Еще 22 мая 1943 года А.А. Новиков в письме наркому авиапромышленности А.И. Шахурину писал:
«100-часовые государственные стендовые испытания мотора М-82 с питанием от насоса непосредственного впрыска НБ3-У и совместные летные испытания его на самолете Ла-5, в отличие от мотора с карбюратором АК-82БП, показали хорошую и надежную работу двигателя на всех режимах и высотах до 10000 м.
Учитывая, что карбюратор АК-82БП, несмотря на двухлетнюю его доводку, не обеспечивает нормальной работы моторов М-82 и М-82Ф, необходимо ускорить перевод моторов семейства М-82 на питание от насоса непосредственного впрыска...» Лимитировало этот перевод ограниченное пока производство насосов НБ-3У. Постановление ГКО №3586 от 15 июня 1943 года «Об увеличении выпуска авиамоторов М-82ФН и насосов непосредственного впрыска НБ3-У» обязывало завод №19 довести выпуск моторов М-82ФН к концу III квартала 1943 года до 24 шт. и к концу IV квартала 1943 года - до 30 шт. в сутки, завод №296 довести выпуск насосов НБ3-У к концу 1943 года до 600 шт. в месяц. Кроме того, предписывалось производство насосов НБ3-У на заводе №20, где обеспечить их выпуск к концу 1943 года до 300 шт. в месяц. Наркомат внешней торговли должен был поставить в III и IV кварталах 1943 года заводам №№19 и 20 444 металлорежущих станка, а наркоматы станкостроения, боеприпасов и вооружения - поставить заводам №№19, 20 и 296 - 298 металлорежущих станков.
Следующее постановление ГКО №3587 от 15 июня 1943 года «О производстве моторов М-82ФН на заводе №29 НКАП в г. Омске» предписывало снова организовать производство и выпустить там в 1943 году 250 моторов М-82ФН, в том числе в июле в августе - 10, в сентябре - 15, в октябре - 50, в ноябре - 75, в декабре — 100. Правда, в сентябре постановлением №4164 задание заводу №29 по мотору М-82ФН было уменьшено: на октябрь - 25, ноябрь - 50 и декабрь - 75 моторов М-82ФН.
В связи с увеличением выпуска моторов М-82 и достигнутым летом 1943 года переломом в воздушной войне вновь возобновились попытки установить М-82 на различные самолеты. Так, в 1943 году была построена малая серия (32 шт. по данным Д.Б. Хазанова) самолетов Пе-2 с 2 М-82Ф. Первый вылет опытного Пе-2 с 2 М-82 (Пе-4) был выполнен еще 21 июля 1942 года, но затем потребовалась длительная доводка ВМГ по управлению нормальным газом и капотам. Только в апреле 1943 года начались госиспытания в НИИ ВВС. Пе-2 с 2 М-82 показал несколько более высокие скорости, чем самолет с 2М-105РА, но дальность полета уменьшилась.
Но 17 июля 1943 года вышло постановление ГКО №3754 «О постановке серийного производства самолетов Ту-2 на заводе №23 в Москве», по которому было решено возобновить выпуск более перспективного фронтового бомбардировщика Ту-2 с М-82, а выпуск Пе-2 продолжать с прежней силовой установкой.
В том же 1943 году началась установка моторов М-82 в серии и на тяжелые бомбардировщики Пе-8, но выпуск этих самолетов был очень ограниченный.
В результате истребитель Ла-5 по-прежнему оставался самым крупным потребителем моторов М-82. Самолет получился весьма удачным и прочно завоевал любовь и уважение фронтовых летчиков. За создание Ла-5ФН главный конструктор завода №21 С.А. Лавочкин был удостоен звания Героя Социалистического Труда, что стимулировало его на дальнейшее совершенствование своего детища.
Мотор М-82ФН быстро завоевал всеобщее признание. А главный конструктор А.Д. Швецов также строил новые планы.
Серийный самолет Пе-2 с 2 М-82Ф в НИИ ВВС, 1943 г.