Смена мотора АШ-82ФН в полевых условиях
1943-й год стал годом триумфа самолета Ла-5 и мотора М-82ФН. Впервые с начала войны советский серийный истребитель Ла-5ФН превзошел по основным летно-тактическим данным лучшие немецкие серийные истребители BF 109F и FW 190A всех модификаций.
Надо сказать, что в 1943 году немецкая авиапромышленность не смогла преподнести ВВС КА нового неприятного «сюрприза» в виде введения в бой каких-либо новых типов истребителей с еще более высокими ЛТД. Появление на восточном фронте в большом количестве истребителя FW 190A не произвело на нашу истребительную авиацию такого негативного воздействия, как это случалось в предшествующие годы при появлении сначала Bf 109F, а затем Bf 109G. Было отмечено лишь его более мощное вооружение и хорошая живучесть, а в части ВМГ - автоматизация управления мотором и винтом, облегчающая работу летчика. Следствием этого стало принятие решений по усилению вооружения и созданию аналогичных устройств для отечественных истребителей.
Летом 1943 года моторы М-82ФН пошли в широкую войсковую эксплуатацию. Наблюдение за их работой на фронте осуществляли в том числе и военпреды завода №19. Так в 5-ю ВА был командирован инженер-майор И.К.Четверик, который находился в 302 ИАД с 27 августа по 19 сентября 1943 года. За время пребывания в дивизии он оказал техническую помощь всем трем полкам - 297-му, 240-му и 193-му ИАП. Работа моторов М-82ФН характеризовалась следующими данными.
297 ИАП:
1. Мотор № 8211093 выпуска апреля месяца 1943 года на 31 августа наработал 55 ч 23 мин, из них в воздухе 44 ч 11 мин. После 11 часов работы мотора произведена регулировка насоса НБ-3У в сторону обеднения. После 15 часов заменены свечи передней и задней звезды. После 54 ч 23 мин заменены свечи передней и задней звезды. После 55 ч 32 мин оборвалась прокладка и вышла из-под крышки анероидной коробки РС-2, вследствие чего ослабли все и поломались два крепежных болта анероидной коробки РС-2. После устранения указанного дефекта со стороны летчика и техника никаких жалоб на работу мотора нет.
2. Мотор № 8211073 выпуска апреля месяца 1943 года на 30 августа наработал 51 ч 39 мин. После 16 часов работы мотора поломались две трубки высокого давления цилиндров № 6 и 7 - трубки заменены новыми. После 17 часов обнаружена трещина переходника насоса НБ-3У - переходник заменен новым. Со стороны летчика и техника никаких жалоб на работу мотора нет, за исключением незначительного дымления.
3. Мотор № 8211053 выпуска марта месяца 1943 года на 30 августа наработал 40 часов, из них в воздухе 34 часа. После 9 ч 05 мин работы мотора заменены задние свечи передней и задней звезды. После 9 ч 05 мин произведена регулировка насоса НБ-3У в сторону обеднения. После 19 ч 20 мин заменены передние свечи передней и задней звезды. После 19 ч 20 мин вывернулись две шпильки выхлопной трубы, шпильки заменены новыми.