Предыдущая Оглавление

AerCh008.jpg AerCh009.jpg AerCh010.jpg
Аппарат для запуска Снимки солнечных пятен, полученных на аэростате "Сатурн"

Немногие оставшиеся из тех, кто был причастен к аэростатостроению, «научно обоснованному строительству воздухоплавательной техники в стране», сходятся на том, что в течение последних лет эту отрасль практически уничтожили. Аэростатостроение перешло в коммерческую форму, в том смысле, прежде всего, что образовавшиеся мелкие коммерческие фирмы, которые делают «привязнички, тепловые аэростаты, спортивные и рекламные - ширпотреб», это не разработчики аэростатной техники: это фирмы, использующие эту технику в коммерческих целях. «Всё это не проработано, а просто срисовано, списано. Когда эти фирмочки организовывались, они даже не знали, что у нас воздухоплавание есть; они кричали: "Мы возрождаем воздухоплавание! мы дирижабль можем сделать!"»

«А когда МЫ делали дирижабль, -  говорит В.И. Федоров, - уже не было нужных кадров». — « Там была кооперация, — добавляет С.Н. Черников, — буквально чуть ли не все министерство и десятки предприятий были заняты в этом дирижабле».

Горечь в словах Владимира Ивановича и Сергея Павловича: «Люди новые, которые туда пришли, которым эти аэростаты до лампочки, многие вещи, которые мы сделали, которые хранили, думали, может, еще... - на свалку!... Получается, к сожалению, что можем констатировать: эпоха воздухоплавания Советского Союза и России окончена».

Горечь еще большая в записи, в последний раз сделанной в трудовой книжке Геннадия Федоровича Чекалина: «13.09.2001 - работа прекращена в связи со смертью».

Он сполна обладал даром творческой интуиции, на отсутствие каковой у людей инженерно-технического поприща так принято сетовать. «Когда ставилась трудная, не решаемая задача и другие говорили: "Ну это невероятно, ну что вы летающие тарелки изобретаете", - Геннадий Федорович говорил: «Нет, надо подумать». И нас так заставлял: никогда не говори «нет», лучше сядь и подумай, возможно, у тебя появится идея, которую потом можно развить до необходимого. Он всегда скрупулезно шел от одного к другому; что-то там моделировал, мудрил.

Еще в 60-е годы в Америке, «стране преувеличений и научной фантастики», вышел рассказ Артура Порджеса «Ценный товар». Товаром для космических браконьеров были Солнечные странники: редчайшие существа, целиком состоящие из радужно-перламутровой мембраны неземной красоты; «солнечный ветер» надувает ее словно парус, под которым они и плавали в открытом космосе, месте своего обитания. Ценность могло бы представлять то, что Странники оказались высокоорганизованными одушевленными существами, жизненный цикл которых охватывал миллионы лет. Из-за медлительности их метаболизма их жизненные и психические процессы, телепатия, например, не укладывались в человеческую школу восприятия и поэтому не фиксировались. То есть живыми они не выглядели. Лишь случайно один из пилотов, пребывая в измененном состоянии сознания из-за сильного жара, «подключился» к прощальному разговору двух Странников, за одним из которых и шла охота. Что, конечно, и списали на горячечный бред...

Ценность - товарная, в том числе - литературно-научной фикции стала очевидной, когда в 1988 году, в связи с 500-летием открытия Америки Колумбом, в Америке объявили Международный конкурс по парусной космической регате.

«.Законодателем было НПО «Энергия, - говорит Н.Н. Татарникова, - идею эту привез Сыромятников (д.т.н. В.С. Сыромятников, ныне осуществляющий техническое руководство проектом «Космическая регата») и попросил нас (ДКБА - ред.) поучаствовать. Даже сейчас можно было бы сказать: "Какой бред!" И вот мы этот Парус создали; из тех, кто участвовал, только мы воплотили в жизнь. И первую премию в Америке получили. Совместно с НПО «Энергия», потому что сам аппарат, железо, движитель этого Паруса, который его разворачивает, разрабатывала «Энергия». Мы делали полотно, наша компания разрабатывала сам Парус; как раз Геннадий Федорович Чекалин делал эскизный проект».

Одна из задач Солнечного паруса -движитель для дальних межпланетных полетов. Другая часть программы — это использование полотна Паруса в качестве рефлектора для «подсветки» городов Заполярья в полярные ночи. Идею использовать космические зеркала для освещения ночной стороны Земли выдвигали еще отцы космонавтики Ф.Цандер и Г.Оберт.

«Деньги мы получили именно на разработку Солнечного зайчика. Это одна и та же разработка, просто под Солнечный зайчик давали деньги, а под Парус нет, - говорит Надежда Николаевна. - Был конкретный запуск; первый аппарат у нас сработал очень хорошо, а на втором аппарате - возникла нештатная ситуация. Не сработала компьютерная программа: кусок программы заменили, а не проверили. И полотнище зацепилось за штырь (открытую антенну радиолокатора). В итоге, весь наш эксперимент пошел насмарку, а именно он давал дорогу дальше. Сейчас у нас лежит еще один Солнечный зайчик, лежит упакованный и ждет».

«При отсутствии государственной поддержки научных разработок» консорциум «Космическая регата», учредителями которого являются и РКК «Энергия», и ДКБА, взывают к отечественным и зарубежным спонсорам. Однако несмотря ни на какой интергуманизм (т.е. обмен научными знаниями и человеческим опытом) и научный глобализм, «во всех странах существует государственная национальная политика - в Штатах, в Европе Северной и Центральной — и жизнь многих отраслей связана с этой, проводимой государством, политикой. У нас же сознанием большинства людей стал сегодня такой, примерно, стереотип: раз всем правит экономика, то есть капитал, следовательно, если это нужно объективно, то это и будет востребовано. К сожалению, такой вульгарно-гедонистический подход, который не выдерживает критики, весьма распространен. Эти люди, в силу искреннего невежества, не понимают, что существуют области, которые не могут работать на этой пресловутой самоокупаемости. Даже театральное дело или академическая музыка ни в одной стране мира ни на какой самоокупаемости не находятся: это государственный ангажемент». (Или, как это у нас говорилось, — госзаказ.) Вышеприведенные слова М.Чекалина касаются не только театрального дела, но любого дела общегосударственного масштаба Целая федерация была по созданию дирижаблей, как говорит С.П. Черников, и еще: «последний аэростат, НВМ, третьего поколения, он ведь огромных размеров, 110 м длина меридиана, 70 м размах. Размеры, чтобы вы себе представляли, - Исаакиевский собор внутрь помещается. А тянет две тонны. Причем изготавливается из тончайшей полиэтиленовой пленки толщиной 20 микрон — две сотых миллиметра; технология изготовления очень сложная. Такой аэростат, конечно, не сделаешь где-то в мастерской или на коленке. Надо иметь специализированное производство». Понятно, что подобные «увлечения» могут быть не иначе как сугубо профессиональными, поддерживаться мощными государственными программами. Все это говорит о необходимости государственной поддержки в области науки и техники, так же как и в области культуры.

Предыдущая Оглавление