Предыдущая Оглавление Следующая

AirMAKS5006.jpg AirMAKS5007.jpg
"Стрижи" в воздухе Гв. подполковник Сергей Осяйкин

Несколько обновились программы отдельно «Русских Витязей» и отдельно «Стрижей». «Витязи» проделали в составе ромба синхронную бочку. Впервые в небе МАКСа, можно сказать, держал экзамен гвардии подполковник Игорь Шпак.

На мой взгляд, зеркальный пилотаж пары Су-27 вообще одно из самых захватывающих зрелищ. Планку такого пилотажа в свое время задали Анатолий Квочур и Владимр Логиновский. Великолепно выполняли зеркальный пилотаж командир «Витязей» Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский.

Дмитрий Хачковский после МАКСа из ВВС уволился. Заменить такого пилота - дорого стоит!

«Стрижи» после длительного перерыва выставили полноценную шестерку. И тут тоже дебют - впервые над Жуковским гвардии подполковники Сергей Осяйкин (крайний левый ведомый) и Валерий Морозов (крайний правый ведомый). Кстати, фотографии Валерия Морозова, сделанные над Москвой 9 мая 2005, вы можете увидеть в № 7 нашего журнала. Тогда Валерий летал на «спарке» в составе экипажа с гвардии полковником Геннадием Авраменко. И «Стрижи», и «Витязи» отлетали просто блестяще.

«Фреччи Триколори» и «Патруль де Франс» принимают участие в МАКСе второй раз, однако итальянцы прилетали еще и в прошлом году на фестиваль пилотажных групп. Пилотаж «Фреччи» как всегда обернулся зрелищным шоу, но особый интерес, думается, представлял полет, который мало кому удалось увидеть. Уже под вечер в среду, когда на летном поле посетителей почти не осталось, в воздухе появился МиГ-29М2 в сопровождении четырех MB.339. Самолеты кружили над аэродромом порядка получаса. Нельзя назвать тот полет групповым пилотажем, скорее совместным маневрированием, причем маневрировали в основном итальянцы и в основном в горизонтальной плоскости. Тем не менее, смотрелось это может не очень эффектно, зато крайне необычно. Особенно поражал проход на малой скорости, когда МиГ задрал нос на большом угле атаке, а итальянцы держались почти в горизонте. Получается, что теперь совместное маневрирование отрабатывают не только военные флоты противников в Холодной войне, но и боевые (или почти боевые) самолеты.

У Колдуэлла, популярного в 70-е годы писателя, есть рассказ «Полным-полным шведов». На МАКСе было полным полно итальянцев. Нет, их конечно немного прилетело, но они находились везде! По всей территории МАКСа бродили пилоты с нашивками ВВС Италии, в небе «дымили» MB.339, а промеж экспонатов статической экспозиции мощный КрАЗ взад вперед возил транспортный G.222 пилотажной группы. Из кабины транспортника были выставлены шесты, к которым гвоздями были прибиты флаг Италии и флаг эскадрильи (последний сильно смахивает на «Веселый Роджер»). И пираты таки покорили МАКС! Несомненно, итальянцы вызывали у всех самые добрые чувства. Хочется верить, что итальянцам также понравилось в Жуковском. Тем не менее, ведро дегтя примешать к выступлению «Фреч-че Триколори» просто необходимо.

Пилотаж итальянцев стал самым зрелищным, только вот итальянцы нарушили, наверное, все что можно было нарушить. Полеты на высоте порядка 50 м при минимально допустимой высоте 200 м, полеты и выход из фигур прямо на зрителей и на город Жуковский. Эффектно, но однажды такая эффектность завершилась трагедией в Рамштейне.

Почему когда летают наши, то на первый план выходит безопасность полетов и безопасность зрителей, а иностранцам получается все можно? У пары Ткаченко-Шпак хватит мастерства завести зрителей покруче, чем заводили пилоты «Фреччи». Только стоит ли превращать МАКС в экстремальное шоу, тем более, что посетители уже получили свою долю экстрима, проехав в электричке от Казанского вокзала до платформы Отдых. Думаю, итальянцы появятся в небе Жуковского еще не раз, и не два, чему только радоваться надо, но ограничить их темперамент все-таки следует. Смогли же в очередной раз не нарушая откровенно норм безопасности полетов, в высшей степени профессионально и эффектно отлетать французы из «Патруль де Франс».

AirMAKS5008.jpg

МиГ-29М2 вместе с итальянскими MB.339

Предыдущая Оглавление Следующая