Предыдущая Оглавление Следующая

ВВС ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В ВВС Великобритании истребители EF-2000 получили собственное имя «Тайфун» и обозначение Т.1 для двухместных и F.2 для одноместных. Министерство обороны считает необходимым заказ 232 самолетов «Тайфун». Контракты на поставку 55 самолетов 1-го транша и 89 самолетов 2-го транша подписаны. Ожидается заключение контракта на поставку 88 самолетов 3-го транша, однако заключение контракта остается под вопросом. Самолеты 1-го транша включают два предсерийных, 11 двухместных самолетов «Тайфун» Т.1 1-й партии, шесть двухместных самолетов «Тайфун» Т. 1А 2-й партии и 36 одноместных истребителей «Тайфун» F2 2-й партии. Все 11 «Тайфунов» Т.2 1-й партии уже переданы заказчику, но один из них (ZJ804) передан фирме ВАЕ Системз для переоборудования в прототип самолета 2-й партии Т.1А. На самолете установлены бортовые системы обороны комплекса DASS. В феврале 2005 г. самолет был отправлен в США для проведения испытаний новых радиоэлектронных систем на полигоне Чайна-Лэйк.

Первый предназначенный RAF одноместный «Тайфун» F.2 выполнил первый полет 21 декабря 2004 г., в марте его передали в 17-ю (резервную) эскадрилью. Это первый поступивший на вооружение «Тайфун», оснащенный комплексом DASS. На базе 17-й (резервной) эскадрильи были организованы войсковые испытания самолетов «Тайфун». Первый «Тайфун» Т.1 поступил на вооружение эскадрильи 18 декабря 2003 г. Подготовка пилотов ведется в 29-й (резервной) эскадрилье, на вооружении которой состоят пять самолетов «Тайфун» Т.1. Для переучивания на самолеты «Тайфун» отбираются пилоты скоростных реактивных истребителей. Вероятно, первым строевым подразделением истребителей «Тайфун» станет эскадрилья 3 (F), которая базируется в Коттесморе. Достижение боеготовности эскадрильи намечено на лето 2006 г. Эскадрилья в настоящее время вооружена СВВП «Харриер» GR.7. На осень 2007 г. запланировано перевооружение с «Торнадо» F.3 на «Тайфун» эскадрильи XI (F), авиабаза Конингсби; на конец 2008 г. - 6-й эскадрильи (вооружена истребителями-бомбардировщиками «Ягуар»). Начало поставок первых самолетов 2-го транша ожидается в 2008 г.

ВВС ИТАЛИИ

Первый серийный EF-2000 (ММ55092/'1Т0001') был передан ВВС Италии 19 февраля 2004 г. на авиабазе Турин-Казелле. Самолет был оставлен в Турине, где его используют для подготовки наземного инженерно-технического персонала. Второй самолет (ММ55093/'1Т002') прибыл на авиабазу Гроссето, севернее Неаполя, 16 марта 2004 г. На церемонии 29 марта того же года самолет официально передали IX Gruppo (эскадрилье), машина получила бортовой номер «4-1». Первой должна была получать истребители EF-2000 4 Stormo (авиакрыло), в состав которого входят IX и XX Gruppi. Командир XX Gruppo отвечает за подготовку летного и инженерно-технического состава обеих Gruppi, в то время как командир IX Gruppo несет ответственность за ввод самолетов в эксплуатацию.

Подготовка личного состава началась в октябре 2003 г., когда четыре пилота и группа техников начала теоретическое изучение самолета в Турин-Казелле. Летчики (майор Пико из IX Gruppo, капитаны Аморт, Кардулло, Скарци из XX Gruppo) после окончания 6-недельного теоретического курса, в отсутствие самолетов, приступили к написанию руководства по летной эксплуатации. С середины марта по начало августа 2004 г. пилоты прошли базовый курс летной подготовки в Гроссето под руководством летчиков-испытателей ВВС Италии. Базовый курс включал шесть полетов, четвертый полет выполнялся ночью, шестой полет - самостоятельный, без инструктора. В 2005 г. эти же четыре пилота прошли курс базовой инструкторской подготовки с налетом в 35 ч, после чего получили квалификацию летчика-инструктора самолета EF-2000.

Следующая группа из четырех пилотов, освоивших EF-2000, состояла из четырех офицеров управления 4 Stormo. Пилоты приобрели навыки пилотирования Еврофайтера, но не приступали к освоению боевого применения самолета, отчасти из-за несогласованности программы обучения на боевое применение. На 31 декабря 2004 г. в 4 Stormo имелось пять самолетов EF-2000, суммарный налет этих машин составил порядка 370 ч.

Первоначальным планом предполагалось, что на начальном периоде эксплуатации самолеты EF-2000 из 4 Stormo будут базироваться на заводском аэродроме в Газелле, но затем командование ВВС решило с самого начала базировать самолеты на аэродроме Гроссето. Туда согласно двухлетнему контракту направили группу из 40 специалистов фирмы Аления Аэронаутика для оказания помощи инженерно-техническому составу ВВС в поддержании самолетов в пригодном к полетам состоянии. Предполетный и послеполетный осмотр самолетов производят гражданские специалисты.

Поставки 29 самолетов 1-го транша (семь двухместных 1-й партии, три двухместных и 19 одноместных 2-й партии) намечено завершить до конца 2007 г. Поставки 49 самолетов 2-го транша не начнутся ранее 2008 г.

Как ожидалось, первый одноместный EF-2000 (IS002) должен был прибыть в Гроссето в марте 2005 г. До конца 2005 г. намечена поставка еще семи одноместных и одного двухместного истребителей. В результате в конце 2005 г. на вооружении 4 Stormo будет состоять 14 истребителей EF-2000. Достижение боеготовности запланировано на 2007 - 2008 г.г.

Согласно планам следом за двумя группами 4 Stormo самолеты Еврофайтер получат две группы 36 Stormo (авиабаза Джиойя дель Колле, не ранее 2008 г.). Самолетами 3-го транша вооружат две группы 37 Stormo (авиабаза Трапани).

ВВС ИСПАНИИ

Первой самолеты EF-2000 получила 11-я группо ВВС Испании. ВВС Испании заказали 87 самолетов (заказ еще на 16 машин зарезервирован), которые будут поступать тремя траншами. Первые семь летчиков и группа техников прошла 9-месячный курс на заводе EADS-CASA, первые три самолета СЕ.16 (обозначение двухместных EF-2000 в ВВС Испании) прибыли на авиабазу Морон 27 мая 2004 г. В июле 2004 г. к ним присоединились еще две спарки. Все самолеты поступили на вооружение 113-й эскадрильи (по штату в эскадрилье положено иметь 14 самолетов и не менее 14 инструкторов-летчиков). Эскадрилья определена как подразделение переучивания летного состава. Здесь летчики обучаются пилотированию новых истребителей и приобретают базовые навыки воздушного боя на них. Окончательную подготовку летчики будут проходить непосредственно в строевых частях. Первым строевым подразделением истребителей С/СЕ. 16 станет 111-я эскадрилья, которая должна достигнуть состояния боеготовности в середине 2006 г. Следующей, согласно текущей программы, истребители Еврофайтер получит 112-я эскадрилья. По штату в строевой эскадрилье положено иметь 18 самолетов и 21 летчика. Поступление на вооружение 11-й группо последнего из 50 самолетов запланировано на 2014 г. Все самолеты С/СЕ. 16 11-й группо будут базироваться на аэродроме Альбасете.

По состоянию на весну 2005 г. в 113-й эскадрилье имелось пять двухместных и один одноместный Еврофайтер, 11 летчиков эскадрильи прошли переучивание на новый тип, четверо из них получили квалификацию инструкторов. Для переучивания на самолет EF-2000 отбирают пилотов с налетом не менее 1000 ч на реактивных истребителях. Десять летчиков ранее летало на истребителях F/A-18 «Хорнет», один - на «Мираже» F.I.

Намеченная на январь 2005 г. поставка одного двухместного самолета и поставка двух одноместных истребителей, запланированная на январь-март, задержаны, тем не менее до конца года предполагается поступление на вооружение ВВС 11 истребителей С/СЕ. 16. Уже поступившие на вооружение самолеты используются с довольно высокой интенсивностью: еженедельный суммарный налет достигает 20 часов.

Предыдущая Оглавление Следующая