В ходе сборки самолетов F-35 на заводе в Форт Уэрте будет применяться новая практика работы с субподрядчиками. Если сегодня все субподрядчики, а их несколько сотен, работают непосредственно с фирмой Локхид Мартин, что сильно удорожает процесс сборки, то в будущем планируется осуществлять поблочную сборку на заводах ключевых субподрядчиков, одним из которых и является американский филиал ВАе Системз, а затем - поставлять на участок окончательной сборки готовые блоки. Такой подход ограничивает число субподрядчиков, с которыми должна кооперироваться фирма - изготовитель, на порядок и позволяет удешевить процесс сборки.
Еще одним полем деятельности для иностранных компаний, участвующих в программе F-35, является интеграция бортового комплекса самолета с нестандартными элементами оборудования, вооружения и наземными системами. Для английских компаний, к примеру, эта работа стоимостью в 600 млн. долл. будет состоять в приведении самолета к британским стандартам безопасности и экологической чистоты, а также в интеграции его бортового комплекса с наземной системой наведения и управления ВВС. Компании Роллс-Ройс и Фиат примут самое активное участие и в создании альтернативной двигательной установки для F-35, ТРДДФ F136.
Довольно серьезной проблемой для стран - импортеров F-35 станет доступ к компьютерным кодам основных систем самолета. Так как F-35 является малозаметной машиной, его бортовой комплекс ориентирован, в первую очередь, на получение информации пассивными методами, от ИК-датчиков и внешних источников. Информация поступает и обрабатывается в БЦВМ в кодированном виде, так что отсутствие у операторов истребителя соответствующих кодов может серьезно ограничить боеспособность истребителя.
Фирма Боинг, проигравшая в конкурсе JSF, проводившемся по принципу "победитель получает все", согласно аналитическим отчетам, должна была остаться в программе, ее доля оценивалась примерно в 30%. Но впоследствии этого так и не произошло. В качестве компенсации Боингу достался контракт на поставку 40 истребителей F-15K в Южную Корею, а свое будущее на рынке боевых самолетов фирма связывает с новым перспективным боевым ДПЛА X-45А. Выход Боинга из программы F-35 открывает иностранным субподрядчикам большой простор для приложения своих сил.
Каковы же перспективы у тех иностранных заказчиков, которые не участвуют в программе истребителя F-35, но хотели бы в будущем закупать самолеты этого типа? При предложении самолета на внешнем рынке будут в значительной мере пересмотрены традиционные процедуры, связанные с поставкой вооружений на экспорт. Это снизит рыночную стоимость самолета, делая его привлекательным с точки зрения критерия "стоимость-эффективность". Конкурирующие европейские производители авиационной техники выступают на внешнем рынке с коммерчески привлекательными, относительно недорогими самолетами, которые доступны для стран с ограниченным военным бюджетом благодаря щадящим системам оплаты (лизинг, рассрочка). Американская авиапромышленность в настоящее время не может позволить себе такие схемы: самолеты F-15K были выбраны Южной Кореей скорее по политическим, а не по экономическим причинам, а попытка продать F-16 в Австрию провалилась: МО этой страны выбрало в качестве перспективного самолета Еврофайтер "Тайфун". При поступлении на рынок F-35 планируется преодолеть эту трудность.
Еще одна сложность при проникновении F-35 на рынок заключается в том, что политическое и военное руководство США считает недопустимым передавать в страны со слаборазвитой авиационной инфраструктурой аппаратуру, сооружения и системы для поддержки, обслуживания и ремонта парка этих самолетов, небезосновательно считая, что это приведет к неконтролируемой утечке самых передовых технологий. В связи с этим, обслуживание и ремонт F-35 привяжет ВВС и авиапромышленности стран-эксплуатантов к промышленности и оборонному комплексу США. Таким образом, у европейских конкурентов - французского "Рафаля" и шведского "Грипена" - появляется шанс отвоевать значительную часть рынка у США.
Но даже несмотря на эти прогнозы, специалисты американской аналитической компании "Тил Груп" считают, что F-35 представляет для европейских конкурентов большую опасность, чем даже F-16, благодаря более широкому спектру боевых задач, решаемых американской машиной.
В подобной обстановке даже малейший сбой в выполнении графика программы F-35 играет на руку конкурентам. Другая серьезная опасность состоит в том, что число самолетов, заказываемых США, в любой момент может быть пересмотрено в сторону дальнейшего уменьшения. В этих условиях экспортные поставки истребителей, в первую очередь в страны - партнеры по программе JSF, являются, без преувеличения, жизненно важными для F-35.
До сих пор, как уже указывалось, программа выполняется в жестком соответствии с графиком работ. В июне был "заморожен" внешний облик самолета, что знаменовало собою окончание этапа разработки и переход к подготовке серийного производства. При этом было решено увеличить емкость грузоотсеков F-35 в варианте СКВВП, чтобы масса оружия на внутренних подвесках была доведена до 908 кг. Ранее предполагалось, что СКВВП будет нести на внутренней подвеске лишь 454 кг вооружения.
Первый полет предсерийного F-35 в варианте сухопутного базирования запланирован на 2005 г. В течение 2006 г. к нему присоединятся палубный самолет и СКВВП. В рамках предсерийного производства будет построено 14 летных образцов самолета и восемь планеров для наземных испытаний.
В 2006-2013 г. г., в ходе этапа производства с низким темпом, будет построено 356 серийных машин. В этой партии будут произведены первые экспортные F-35 для Великобритании. По достижении оперативной боеготовности, боевые возможности самолетов будут наращиваться в ходе трехэтапной программы модернизации.
УДАРНЫЙ ВАРИАНТ ИСТРЕБИТЕЛЯ ЛОКХИД-МАРТИН F-22 "РЭПТОР"
Все девять заказанных одноместных истребителей Локхид-Мартин F-22A "Рэптор", которые предназначены для проведения оценочных летных испытаний, переданы ВВС США.
Фирма Локхид Мартин вышла с предложением о начале разработки двухместной модификации истребителя, оптимизированной для нанесения ударов по наземным целям на большом удалении от аэродрома базирования. Такие самолеты могут стать преемниками истребителей-бомбардировщиков F-15E и F-117A, а также некоторых модификаций истребителей-бомбардировщиков F-16.
Предсерийные F-22A во время испытательного полета