К декабрю 1943 г. девять морских эскадрилий «Либерейторов» патрулировали Атлантику. В «день D», когда началась высадка в Нормандии, противолодочные самолеты проходили над Ла-Маншем с интервалом в полчаса. К маю 1945 г. в общей сложности 24 морских эскадрильи летали на PB4Y-1.
Всего для флота выпустили 977 самолетов. Не все из них выполнялись на базе B-24D. Американский флот получал также машины модификаций J, L и М. Но все они в списках морской авиации обозначались одинаково.
Так же как и в ВВС, морские летчики считали вооружение в носовой части «Либерейтора» недостаточным. Это привело к появлению ряда любопытных самоделок. На самолете лейтенант-коммандера Лефевра из эскадрильи VPB-108 в носовой части поставили неподвижно две 20-мм пушки. Затем аналогично оборудовали еще несколько машин в той же эскадрилье.
Несколько PB4Y-1 получили шаровые турели ERCO. Ее первоначально спроектировали для «Си Рейнджера». Турель была тяжелой и громоздкой, но с мощной броней спереди. Ее боезапас вдвое превышал тот, который несли машины ВВС. Такие самолеты имели удлиненную носовую часть и больший взлетный вес.
Машины типов J, L и М сохраняли стандартное вооружение в носу. Все PB4Y-1 несли турели Мартин А-3 сверху и Консолидейтед А-6А (А-6В) сзади. Ранние самолеты поставлялись без РЛС, поздние оснащались радиолокатором для поиска надводных целей.
За единственным исключением, все PB4Y-1 построили в Сан-Диего. Поставлявшиеся флоту транспортные самолеты С-87 обозначались как RY-1, а С-87А - как RY-2. Летные данные самолетов морской авиации практически соответствовали данным их аналогов для ВВС армии.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
После окончания боевых действий против Японии В-24 начали выводить из состава ВВС армии США. 5518 самолетов списали. К 1951 г. в строю остался единственный В-24Н.
В Англии «Либерейторы» использовали в основном как транспортные самолеты до середины 1946 г., после чего их вернули американцам. Тем они были не нужны, и машины пустили на слом.
![]() |
![]() |
Один из первых морских "Либерейторов" прибывших на Гуадалканал в 1943 г. | Японский транспорт в 3000 брт горит после удара PB4Y-1 |
![]() |
![]() |
Морской разведчик PB4Y-1P | Китайский В-24М. 1946 г. |
Некоторое количество В-24 в конце войны по ленд-лизу передали Китаю. Участвовали ли эти самолеты во Второй мировой войне - неизвестно. Но вот в гражданской войне они применялись, да и позже гоминьдановская авиация с аэродромов Тайваня использовала их для разведки, сброса агентов на континенте и даже налетов на города Южного Китая, в частности, Шанхай.
Индийские ВВС эксплуатировали «Либерейторы» как бомбардировщики вплоть до начала 60-х годов.
В Америке бывшие морские PB4Y-1 переоборудовались в противопожарные. Их использовали для тушения лесных пожаров в Орегоне и Аризоне.
Сейчас в мире сохранилось немало «Либерейторов». Они стоят в разных музеях, а некоторые до сих пор летают и принимают участие в воздушных шоу.