Предыдущая Оглавление Следующая

B24072.jpg

В-24 на территории Советского Союза. Полтава, 12 апреля 1945 г.

В-24 В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

Появление в США нового тяжелого бомбардировщика не осталось незамеченным в СССР. Наших специалистов заинтересовали как высокие летные данные, так и отдельные конструктивные решения самолета. Но отношение к нему было двояким: у нас неплохо понимали, что внедрение большого количества новинок потребует длительной доводки машины.

Это ярко проявилось в процессе подготовки к совещанию комиссии трех стран в Москве в сентябре 1941 г., но котором планировалась поставка в нашу страну различного вооружения и боевой техники из Англии и США. Американцы и англичане готовили списки того, что собираются предложить, а наши - того, что хотели получить. В том числе мы хотели получить и тяжелые бомбардировщики. Но Главное управление ВВС и наркомат авиапромышленности рекомендовали просить В-17, проверенные и надежные. И только Разведывательное управление Генштаба предлагало взять В-24. В его справке говорилось: «Самолет В-24 получил большую известность под названием «Лабиратор», как один из хороших бомбардировщиков, применяемых в войне в Европе. Приобретение этого самолета - весьма желательно».

Но споры о том, что лучше получить, «Либерейтор» или «Летающую крепость», оказались беспочвенными. Американцы не дали ни тех, ни других.

Официально Советский Союз получил только один В-24, да и то в значительной мере случайно. Но фактически наши ВВС располагали целым полком этих машин, эксплуатировавшихся до начала 50-х годов.

Впервые «Либерейторы» появились в нашем небе в сентябре 1941 г. На двух самолетах В-24А через Англию и Архангельск в Москву прибыл со своей свитой А. Гарриман, представитель американского президента. Эти машины превратили в транспортники, убрав почти все вооружение. Затем на подобном самолете в Москву пожаловал британский премьер-министр У.Черчилль. Машина Черчилля, носившая персональное имя «Коммандо», была мало похожа на серийный бомбардировщик «Либерейтор» II, из которого ее переделали. В мастерских авиакомпании ВОАС в фюзеляже оборудовали довольно комфортабельный салон.

С октября 1942 г. английские «Либерейторы» стали регулярно прилетать под Москву. Открылась авиалиния, связывающая Великобританию и Советский Союз. Машины авиакомпании ВОАС шли по трассе с севера Шотландии через Северное море, пролив Скагеррак, запад Швеции, проходили над Балтикой, а затем через Селижарово и Ярославль прилетали на аэродром Кратово. Полеты осуществлялись по расписанию, продавались билеты — по 3500 рублей каждый. В частности, рейсами ВОАС в Англию отправляли наших летчиков-перегонщиков, которым предстояло принимать там транспортные самолеты «Албемарль». Советская сторона машинами, способными выполнять ответные полеты, не располагала. Поэтому 24 ноября 1942 г. Сталин дал указание наркому торговли Микояну приобрести для ГВФ шесть «Либерейторов». Однако получить эти машины тогда не удалось.

В это же время, в октябре 1 942 г., когда немцы рвались на Кавказ, союзники предложили усилить советскую авиацию в Закавказье англо-американским соединением, в которое должна была войти и авиагруппа (полк) на В-24. Пока шла дипломатическая утряска, острота проблемы исчезла, и уже 18 декабря Сталин в письме Рузвельту сообщил, что Советский Союз готов взять самолеты, но без экипажей. Этот вариант, в свою очередь, не понравился союзникам.

Зато в ноябре 1942 г. один B-24D перепал Советскому Союзу совершенно случайно. Американская военная делегация во главе с генералом О. Брэдли возвращалась из Москвы домой по недавно начавшей работать Красноярской трассе. Одну из промежуточных посадок сделали в Якутске. Понадеявшись на новую систему разжижения масла бензином, американские пилоты отказались от прогрева моторов обогревателями, практиковавшегося у нас. А в Якутске было минус тридцать. Вскоре после взлета отказал четвертый мотор, а его винт не зафлюгировался. Пилоты решили вернуться обратно в Якутск, но, на беду, замерзла гидросистема. Шасси вышло с запозданием, закрылки вообще отказали. Самолет выкатился за полосу, сорвал пневматики колес и подломил правую стойку.

Предыдущая Оглавление Следующая