Предыдущая Оглавление Следующая

B24078.jpg

В-24 после вынужденной посадки на Алеутских островах. Именно в таком виде чаще всего "Либерейторы"попадали на Камчатку

Делегация вернулась на Аляску на советском ПС-84, а брошенный в Якутске «Либерейтор» предложили в подарок начальнику Красноярской трассы И.П. Мазуруку. Мотивировали это тем, что бомбардировщик был куплен богатой матерью второго пилота Т. Уотсона (впоследствии он стал послом США в СССР) и считается его собственностью. Передачу самолета советской стороне поспешно оформил доставленный из города местный нотариус. Впоследствии американцы засчитали этот B-24D № 41-11820 как поставленный по ленд-лизу.

Специалисты 1-й перегоночной дивизии Д. Островенко, В. Чечин и И. Коваленко привели машину в порядок. Перебрали моторы, заменив часть деталей. Облетывал самолет сам Мазурук. Весной 1943 г. он же перегнал его под Москву. В мае «Либерейтор» вошел в состав парка Управления международных линий. Существовали планы использовать этот самолет на предполагавшейся трассе перегонки авиатехники из Англии через Северную Африку, Ирак и Иран. Машина должна была сначала развезти советских специалистов по трассе, а затем обеспечивать возвращение перегоночных экипажей с базы Рас-эль-Ма в Хурн (Англия). Подобранный для «Либерейтора» экипаж УМВЛ начал тренировки в длительных полетах. В июне он совершил перелет Кратово - Егорьевск - Саратов - Астрахань - Махачкала - Баку - Аджикабул - Тбилиси и обратно. Перелет был омрачен неприятным инцидентом: самолет вошел в запретную зону над портом в Астрахани и был обстрелян местными зенитчиками. В октябре машина подверглась небольшому ремонту на авиарембазе № 400 во Внуково. Существовала идея переделать его в спецсамолет для правительственных перевозок. Было ли что-то реально сделано в этом отношении - неизвестно. С сентября «Либерейтор» числился за 1-й транспортной авиадивизией, где на нем летал экипаж А.С. Шорникова. Машину использовали в основном для учебных целей, рассчитывая все-таки получить «Либерейторы» от американцев. Этот самолет эксплуатировался до весны 1945 г.

19 июля 1943 г. генерал Беляев вновь обратился к правительству США с просьбой предоставить несколько экземпляров В-24, но опять ничего не добился. Но «Либерейторы» у нас все-таки появились!

В августе 1943 г. американская авиация начала наносить удары по базам японцев на самых северных островах Курильской гряды. Эти базы прикрывались истребителями и зенитной артиллерией. Посадка в открытом море или сдача в плен японцам не сулили ничего хорошего и поврежденные бомбардировщики стали садиться на Камчатке.

12 августа (по камчатскому времени - на Аляске было еще 11-е) B-24D 2-го лейтенанта Дж. Поттенджера над Парамуширом выдержал бой с 11 японскими истребителями (один удалось сбить). Шансов дотянуть до базы на Алеутских островах не было. Бомбардир снял и выбросил за борт секретный бомбовый прицел. Самолет с поврежденным двигателем сел на брюхо в заболоченном устье реки Авача. При посадке сорвало створки бомболюка. Один из пулеметов слетел с лафета и ранил несколько человек; один из них, стрелок Ринг, впоследствии умер. Всех 11 членов экипажа доставили в Петропавловск и разместили в доме офицеров. Позднее их на летающей лодке вывезли в Хабаровск, оттуда во Владивосток и поездом под Ташкент, где находился специальный лагерь.

По действовавшему в то время советско-японскому договору о нейтралитете залетавшие на нашу территорию в ходе боевых действий самолеты и их экипажи считались интернированными. Летчиков отправляли в Среднюю Азию, откуда они возвращались домой через Иран, давая властям подписку о неразглашении тайны, где они находились и как оттуда выбрались. Самолеты оставались на Камчатке, на аэродромах 128-й смешанной авиадивизии.

Ровно через месяц, 12 сентября, у нас сели сразу два B-24D. Один нашел аэродром Елизово под Петропавловском сам. Пилот Р. Памман посадил машину с поврежденным двигателем. Второй бомбардировщик, К. Вагнера, привел наш И-16. Один из этих самолетов, № 41-23891, впоследствии стал первым «Либерейтором» советской дальнебомбардировочной авиации. Номер второго в документах дивизии записан как 02355, что явно ошибочно.

Бомбардировщик №41-23891 представлял собой B-24D-10, изготовленный заводом в Сан-Диего и прошедший доработку в модификационном центре в Оклахоме - в носовой части поставили вторую турель А-6, такую же, как в хвосте.

С Камчатки в Кратово самолет перегонялся экипажем из 1-й перегоночной дивизии; в роли первого пилота выступал командир 2-го полка А.И. Мельников. 23 октября 1943 г. эту машину уже включили в состав 890-го полка 45-й дивизии АДД. Этот самолет интенсивно эксплуатировался в дивизии до 5 ноября 1945 г., когда его списали на запчасти.

Переговоры с американцами о приобретении В-24 шли и по линии гражданской авиации, и по линии ВВС. Еще в декабре 1943 г. специалисты НИИ ГВФ рекомендовали запросить у США по ленд-лизу С-87 для международных линий. В сентябре 1944 г. ГВФ собирался открыть трассу, связывающую СССР и США через Турцию и Африку. Советский Союз брал на себя участок Москва - Анкара - Каир, американцы предлагали стыковаться в Анкаре или Алеппо (в Сирии). Из США предлагали поставить по ленд-лизу сверх оговоренной ранее авиатехники три С-87 и десять С-47. Однако на пути встали честолюбивые устремления наших «аэрофлотовцев». Теперь они непременно хотели получить не С-87, а гораздо более современный С-54 фирмы «Дуглас», и не три, а пять. Таких и у ВВС армии США тогда было немного, а в гражданскую авиацию их вообще не давали. В итоге не получили ни тех, ни других.

Для советских ВВС в заявках по IV, последнему, протоколу о союзных поставках летом 1944 г. попросили 300 В-24. В ноябре того же года американцы согласились выделить 200 машин, отправляя их по АЛСИБу по 50 штук в месяц. Но подготовку экипажей они хотели оставить за собой. Для обучения советских летчиков в США специально сформировали учебную группу полковника Морана с шестью «Либерейторами». Однако советская сторона категорически отказалась принять ее на нашей территории. Она считала, что обучать экипажи лучше где-нибудь на Аляске. В конечном итоге после долгой переписки пришли к согласию разместить учебный центр в Иране.

Предыдущая Оглавление Следующая