В-24 в составе 890-го полка ДА
Кандидатов на поездку отобрали уже давно. С июня 1944 г. в 45-й дивизии началась систематическая подготовка личного состава на единственном имевшемся «Либерейторе». В августе первые 10 экипажей начали по очереди летать на нем. В сентябре были подготовлены списки летчиков, штурманов, радистов, механиков - в общей сложности 20 экипажей, которым предстояло получать В-24. На их личных делах стояла пометка «направляются в загранкомандировку».
Но никуда они не поехали. Ни одного «Либерейтора» от американцев больше не получили. Их и так в распоряжении Красной армии было достаточно - надо было только собирать.
На Камчатке до середины мая 1945 г. приземлились в общей сложности девять «Либерейторов» - все из 404-й эскадрильи. Последним 16 мая 1945 г. садился У.Блейк на B-24D с вышедшим из строя мотором. Шесть бомбардировщиков в разное время находились на аэродромах 128-й дивизии. Самолеты, севшие в труднодоступных местах, видимо, не эвакуировали. Полностью исправным, за исключением самолета, отправленного в Кратово, являлся только один бомбардировщик, № 42-63782, который забрало себе управление ВВС Дальневосточного фронта. Подробности его эксплуатации там неизвестны. Остальные значатся в списках с пометками: «течь 2-х баков, 1-й и 3-й мотор аварийные», «неисправен 3-й мотор и т.п. Впоследствии по крайней мере один «Либерейтор» с Камчатки передали в 45-ю дивизию.
В период функционирования американских баз на Украине В-24 появлялись там лишь эпизодически - как транспортные. Когда англичане проводили операцию «Параван» в сентябре 1944 г., они пригнали под Архангельск два грузовых «Либерейтора» с наземным составом и запчастями. Пробыли они там недолго и благополучно улетели.
Зато при продвижении советской армии по Восточной Европе совершившие вынужденные посадки американские бомбардировщики встречались все чаще и чаще. К маю 1945 г. их нашли, в различном состоянии, 73 штуки. Так же как и «Летающие крепости», первоначально их восстанавливали в порядке личной инициативы различные полки и дивизии. Так, в 17-й воздушной армии отремонтировали по меньшей мере один В-24, в 16-й - три, в 15-й - один.
С 10 апреля 1945 г. обязанность заниматься брошенными бомбардировщиками возложили на 18-ю воздушную армию (в которую преобразовали АДД) Но она начала искать такие машины для пополнения некомплекта в своих полках еще раньше - 30 марта на аэродром Балбасово прибыли три B-24J из Венгрии. Бомбардировщики собирались на аэродромы Сомбор в Югославии, Кечкемет и Печ в Венгрии, а оттуда перегонялись под Оршу.
В начале июня «Либерейторы» начали концентрировать в 203-м гвардейском полку. На 1 июля там значились 17 Пе-8, два В-25 и 19 В-24.
Надо сказать, что отношение летчиков к «Либерейтору» было куда хуже, чем к «Летающей крепости». К нему прочно приклеилась кличка «Утюг», данная за инертность в управлении. Он медленнее, чем В-17G, разгонялся, зато быстрее терял скорость при уборке газа. Взлет на В-24 имел две неприятные особенности: перед отрывом переднего колеса от полосы возникала тряска, а при уборке основных стоек резко изменялось обтекание крыла. Непривычным после Пе-8 являлось трехколесное шасси.
При освоении «Либерейтора» в 45-й дивизии произошла одна катастрофа. 25 мая на В-24Н пилота Козырева при взлете отказал один из моторов. Самолет сел на поле за аэродромом, сильно ударившись о землю. Фюзеляж раскололся надвое, были жертвы.
Укомплектовка 203-го полка завершилась к началу октября, когда в строю имелся 21 исправный В-24. Среди них были машины модификаций D, H, J, L и М. Почти сразу же с самолетов смыли или закрасили эмблемы бывших владельцев. На бомбардировщики нанесли привычные для советской авиации тактические номера в носовой части. Цвет номера зависел от эскадрильи - светло-голубой, белый или бежевый. На килевых шайбах появились «кепочки» - верхушки стали красить красной, зеленой или голубой краской, опять-таки по эскадрильям.
В декабре 1945 г. с американской машиной знакомили летчиков 52-го гвардейского полка, но эта часть «Либерейторов» так и не получила - наверное, решили, что их на два полка не хватит.
В-24 успешно эксплуатировались 203-м полком несколько лет, восполняя нехватку отечественных тяжелых бомбардировщиков. Из-за отсутствия запчастей количество машин постоянно уменьшалось. Особенно донимала нехватка покрышек для носовых колес. На некоторых самолетах на носовую стойку просто устанавливали основное колесо с Ил-4.
В-24 превосходили Пе-8 по потолку и скорости, отличались хорошей путевой устойчивостью, а по управлению были даже легче, чем наши машины. Экипажи чувствовали себя комфортно, пользовались современным навигационным и радиооборудованием. Эксплуатация «Либерейторов» стала хорошей школой перед переходом на Ту-4, до мелочей копировавший американский В-29.
Когда началось освоение Ту-4, В-24 использовали для обучения взлету и посадке на самолете с трехколесным шасси. Для этого из 203-го полка по несколько машин раздали в различные части Дальней авиации. Так, уже упоминавшийся 890-й полк получил три самолета, которые применялись как учебные до 1949 г.
Три машины попали в Полтаву. Стоявшая там дивизия тоже готовилась к переходу на Ту-4. Один из самолетов разбился в 1949 г. из-за ошибки борттехника на взлете, второй в 1950 г. вспыхнул в воздухе и после вынужденной посадки догорел уже на земле. Третий эксплуатировался до 1951 г., когда начали сдавать двигатели. В 1952 г. его разрезали на металлолом.
В списках авиатехники наркомата (затем министерства) авиапромышленности «Либерейторы» не значатся. В феврале наркомат просил ВВС передать из 18-й воздушной армии один В-24D для переделки в высотную лабораторию ЦИАМ, но получил категорический отказ.
Некоторые В-24 сохраняются в летном состоянии до сих пор