Предыдущая Оглавление Следующая

BPLA1012.jpg

БПЛА "Спервер"

БПЛА «Кресерель» выполнен по схеме «бесхвостка» с вертикальным оперением. Размах крыла 3,3 м. Силовая установка состоит из одного ПД мощностью 26 л.с, приводящего толкающий воздушный винт. Максимальная взлетная масса аппарата 150 кг, а целевой нагрузки - 35 кг. «Кресерель» несет разведывательный комплекс «Циклоп» 2000, тепловую систему обнаружения в передней полусфере (FLIR) и аппаратуру РЭП, а также систему передачи данных и оборудование GPS, обеспечивающее точность навигации 10 м. БПЛА развивает скорость 250 км/ч, крейсерский потолок 3500 м, боевой радиус 80 км и длительность полета около 5 ч. Для старта аппарата используется катапульта; для посадки могут применяться парашют или лыжное шасси. Известен вариант «Кресерель» LR с увеличенной дальностью полета.

Следующим шагом фирмы Сажем стало создание БПЛА «Спервер». В 1995 г. министерство обороны Нидерландов выбрало «Кресерель» в качестве разведывательного БПЛА для своих вооруженных сил. Был оформлен контракт на закупку четырех комплексов в составе 32 аппаратов, которые получили название «Спервер». В 1998-1999 гг. Швеция заказала девять аналогичных БПЛА, дав им название «Углан».

«Спервер» также является «бесхвосткой», но имеет двухкилевое оперение и двигатель мощностью 70 л.с. Отличается увеличенными размерами (размах крыла 4,2 м) и большей взлетной массой (250 кг). В состав целевой нагрузки (массой 45 кг) входят различные датчики, цифровая телекамера, средства РЭП и РЛС с синтезированной апертурой. Боевой радиус увеличен до 150 км. «Спервер» также стартует с катапульты, а приземляется или на парашюте, или с использованием надувных баллонов. Для транспортировки служит контейнер длиной 6 и шириной 4,5 м.

В 2001 г. фирма Сажем впервые представила проект БПЛА «Спервер» HV, оснащенного одним малогабаритным ТРД. Сохранив название, фирма существенно изменила облик аппарата. Он выполнен по схеме «утка» с ПГО, крылом обратной стреловидности и двухкилевым оперением. Кроме ведения тактической разведки аппарат может применяться для целеуказания (для чего имеет лазерный целеуказатель) и РЭП. Он развивает максимальную скорость 740 км/ч, а при скорости 555 км/ч может летать в течение 1,5 ч. Боевой радиус составляет 400 км. Запускается аппарат с катапульты.

В настоящее время фирма Сажем работает над другими проектами беспилотных аппаратов, в том числе по программе создания ББС. Об этом мы расскажем в последующих статьях.

В начале 1980-х годов между Францией и Германией было подписано предварительное соглашение о совместной разработке тактического беспилотного разведчика. Для его создания было образовано совместное предприятие (СП) «Евродроун», в состав которого вошли французская фирма Матра и немецкая STN Атлас. Во Франции новый БПЛА имел обозначение ALT, а в Германии - KZO. В дальнейшем ему было присвоено название «Бревел». В то время его разработка считалась наиболее приоритетной и технически сложной европейской программой в области беспилотной техники.

Формирование облика перспективного разведывательного БПЛА началось еще в 1983 г. К полномасштабной реализации программы СП «Евродроун» приступило в ноябре 1992 г. после достижения соответствующего межправительственного соглашения. В качестве прототипа был выбран германский БПЛА STN Атлас «Тукан», который создавался при участии американской фирмы «Нортроп». К особенностям этого аппарата относится старт из транспортно-пускового контейнера, а также возможность решать задачи в сложных погодных условиях, характерных для Западной Европы.

БПЛА «Бревел», выполненный по схеме «бесхвостка», имеет складывающееся прямое крыло размахом 3,4 м, снабженное тепловой противообледенительной системой (что обеспечивает возможность эксплуатации в зимних условиях), стартовый РДТТ и маршевый ПД мощностью 30 л.с., расположенный в хвостовой части фюзеляжа и приводящий двухлопастный толкающий винт. Весит аппарат 160 кг. Максимальная продолжительность полета превышает 3,5 ч. В состав бортового оборудования БПЛА «Бревел» входит тепловизионная система наблюдения, установленная на гиростабилизированной платформе.

К достоинствам аппарата следует отнести его малые размеры, обеспечивающие пониженную оптическую и радиолокационную заметности, простоту управления, а также высокую точность получаемого изображения (с высоты около 2000 м возможно обнаружение и идентификация такой цели, как автомобиль типа «джип»). Помехоустойчивая линия передачи данных обеспечивает трансляцию видеоизображения на наземную станцию управления на удалении до 130 км. Плоская круглая антенна системы передачи данных расположена на вершине киля. В случае невозможности трансляции изображения на землю оно фиксируется бортовым видеомагнитофоном.

Предыдущая Оглавление Следующая