Оглавление

На поплавках

Занимаясь совершенствованием базовой модели дальнего бомбардировщика и борьбой за престиж и рекорды, ОКБ-39 одновременно пыталось расширить область применения своего самолета, создавая новые модификации.

Одной из них стал вариант с поплавковым шасси. Разработку его начали еще в 1937 г. По назначению машина являлась морским дальним разведчиком и торпедоносцем. Наличие поплавкового шасси могло дать определенное преимущество при базировании в отдаленных районах, где мало было сухопутных аэродромов. Ранее поплавковые модификации подобного назначения создавались на базе бомбардировщика ТБ-1 и «крейсера» КР-6. В 1937 г. они еще состояли на вооружении отечественной морской авиации, но уже полностью устарели и не соответствовали требованиям времени.

DB-3052.jpg

Наиболее известный снимок ДБ-3ПТ на поплавках «Шорт». Стойки и подкосы поплавков обтекателей еще не имеют.

Вот их и должен был заменить новый поплавковый ДБ-3ПТ. Точнее, сначала, по-видимому, планировали два подвида — дальний разведчик ДБ-3П и торпедоносец ДБ-3ПТ, отличавшиеся оборудованием, но позднее слили их в один ДБ-3ПТ. Основой для него стал ДБ-3А с моторами М-86. Поплавковый вариант отличался усиленным набором крыла. Конструкторы упрочнили лонжероны и нервюры, стыковочные узлы у разъемов. Это было связано с повышенными нагрузками при посадке и взлете, при волнении моря. В список оборудования вошли якоря (донный и плавучий), якорная лебедка. Для самолета выбрали английские цельнометаллические поплавки фирмы «Шорт», близкие к послужившим прототипом отечественным поплавкам типа «Ж» (они ставились на ТБ-1 и Р-6). Поплавки соединялись с самолетом фермой из стальных труб, закрытых дюралевыми обтекателями. Военные торопили с выпуском нового самолета — флот не имел современных дальних разведчиков и торпедоносцев. На 1938 г. уже планировали серийное производство 50 ДБ-3ПТ. На эту машину хотели пересадить все дальнеразведывательные и минно-торпедные эскадрильи.

Опытный ДБ-3ПТ построили к началу осени 1937 г. Заводские испытания он проходил на Рыбинском водохранилище. Летал на нем, как и на всех предыдущих ДБ-3, В.К. Коккинаки. Скорость по сравнению с колесным бомбардировщиком упала почти на 60 км/ч, но по-прежнему превосходила показатели летающих лодок. Заводские испытания успешно завершились в ноябре.

После этого самолет отправили на государственные испытания в НИИ ВВС ВМФ в Севастополь. Но при перегонке из-за отказа двигателя произошла авария. Коккинаки пришлось на поплавковой машине садиться на сушу. Последовал серьезный ремонт.

ДБ-3ПТ восстановили только весной следующего года, внеся в конструкцию некоторые изменения. С 22 июня 1938 г., опять же на Рыбинском водохранилище, проходили совместные испытания этой машины. От ОКБ летал В.К. Коккинаки, от морской авиации — лейтенант Д. Вовк. Поплавки существенно ухудшили аэродинамику самолета, вес ее тоже возрос. Не удивительно, что скорость упала до 343 км/ч. Совместные испытания завершились 28 сентября, после чего машину сразу отправили в Севастополь. Там на ней летал И.Б. Сухомлин. Он высоко оценил ДБ-3ПТ: «Самолет хорош как торпедоносец и морской скоростной бомбардировщик. Он вполне соответствует этим назначениям». Летные данные удовлетворяли поставленным требованиям, по пилотированию самолет был вполне доступен летчикам средней квалификации, освоившим КР-6а. ДБ-3ПТ по результатам испытаний рекомендовали принять на вооружение.

Серийное производство поплавковых машин собирались развернуть в Комсомольске. В начале 1938 г. планировали в течение года полностью снять с вооружения все устаревшие самолеты КР-6П, ТБ- 1а, МТБ-1 и МБР-4, заменив их на ДБ-3ПТ. Ильюшинскими гидропланами должны были быть оснащены четыре эскадрильи на Балтике, шесть эскадрилий и один отряд на Черном море, три эскадрильи на Тихом океане.

Но в 1938 г. ни одного серийного ДБ-3ПТ не построили. План перенесли на 1939-й, но результат был тот же самый. Видимо, заводу № 126 с таким трудом давалась даже основная, сухопутная модель, что за поплавковый вариант он даже не брался.

Последний раз вопрос о серии ДБ-3ПТ ставился в конце 1939 г. К этому времени колесные торпедоносцы ДБ-3Т уже выпускались в достаточно больших количествах и продемонстрировали, что могут действовать над морем не менее эффективно, чем поплавковые. Эксплуатация же их была значительно проще.

DB-3053.jpg

ДБ-3ПТ с подвешенной торпедой 45-36АН на испытаниях в Севастополе, октябрь 1938 г.

Оглавление