Самолет с поплавками ЦАГИ перед испытаниями
Поэтому речь шла о включении в план 1940. г. всего тридцати ДБ-3ПТ.
В 1940 г. ОКБ-39 предложило уже усовершенствованный вариант гидроплана. Поплавки «Шорт» сменили на поплавки ЦАГИ, увеличенного объема и с несколько иными обводами. Изменили крепление съемного трапа и буксировочной тележки. Испытания проводились в Севастополе в июне 1940 г. по сокращенной программе. Взлет и посадка на волну высотой 0,2-0,5 м оказались мягче, чем со старыми поплавками.
Но это уже не оказало никакого влияния на судьбу самолета. От серийного производства ДБ-3ПТ отказались. В качестве дальних разведчиков могли быть использованы новые летающие лодки ГСТ и МДР-6, а место торпедоносца прочно занял ДБ-3Т.
Единственный построенный экземпляр ДБ-3ПТ остался в НИИ ВВС ВМФ и использовался для различных экспериментов. В июле 1941 г. он еще был там. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Торпедоносец
Параллельно с созданием поплавкового торпедоносца ОКБ-39 занимались и торпедоносной модификацией обычного, колесного ДБ-3. Она гораздо меньше отличалась от бомбардировщика — фактически только торпедной подвеской и специальным прицелом.
Старые торпеды ТАН-12, TAB-15 и ТАВ-21, разработанные в начале 30-х годов, в качестве оружия для торпедоносца ДБ-3Т уже не рассматривались. Он должен был нести торпеды т. н. «фиумского» типа. Их называли так потому, что лицензию на их производство купили у фирмы «Силурифичио итальяно» из Фиуме. Эти торпеды предназначались для надводных кораблей, но у нас их доработали в авиационные 45-36АН (для низкого торпедометания) и 45-36АВ (для высотного, с парашютом). Последнюю вскоре модернизировали еще раз, получив 45-36АВА с облегченной парашютной системой.
В марте 1937 г. УВВС распорядилось выделить в сентябре один ДБ-3 для Остехбюро (ОТБ). Там самолет должны были оснастить специальным мостом для подвески торпеды 45-36АВА. В ОТБ несколько задержались, но к 1 августа машина уже прибыла на испытания в НИИ морской авиации в Севастополе. Она могла нести торпеды 45-36АН и 45-36АВА или одну мину МАВ-1. Груз во всех случаях располагался открыто под фюзеляжем, поэтому по скорости торпедоносец несколько уступал бомбардировщику.
Испытания шли с августа по ноябрь 1937 г. Ведущим летчиком был старший лейтенант А.В. Ершов, с ним летал штурман П.П. Бурмакин. В испытаниях также участвовали пилоты лейтенанты Д. Вовк и Н. Хрусталев.
На апрель 1938 г. планировалось проведение войсковых испытаний ДБ-3Т в 35-й минно-торпедной эскадрилье в Евпатории, но никаких документов об этом найти не удалось. Если они и проходили, то несколько позже, поскольку к этому времени серийных машин еще не было.
Тем не менее торпедоносец очень быстро запустили в серию. Время не ждало — старые Р-5Т, ТБ-1a и КР-6а-Т не только устарели, но и были крайне изношены. Уже в июне 1938 г. завод № 39 должен был выпустить первые 10 ДБ-3Т. Всего за год требовали собрать 85 торпедоносцев.
Серийные ДБ-3Т базировались на ДБ-3А с моторами М-86. В срок завод не уложился, но в июле уже предъявил на приемку 18 торпедоносцев. В том же месяце началась их отгрузка на Тихоокеанский флот. Первым осваивать ДБ-3Т предстояло 4-му минно-торпедному полку (мтап), базировавшемуся на аэродроме Романовка. Туда отправили 12 первых торпедоносцев Ильюшина. К 1 октября сдали 22 ДБ-3Т, к 1 ноября — уже 50. В 1939 г. на поток поставили уже машины с двигателями М-87 по типу ДБ-3Б. Их заказали гораздо больше — 165 штук. С начала 1940 г. завод № 39 перешел на выпуск торпедоносцев на основе модификации ДБ-3Ф (ДБ-3М).
В Воронеже торпедоносцев не собирали, там строили только «чистые» дальние бомбардировщики. В 1940 г. задание по выпуску ДБ-3Т дали заводу № 126. Там их начали делать с мая 1940 г., задержавшись против плана примерно на три месяца. Торпедоносцы из Комсомольска основывались на местной разновидности ДБ-3Б и входили в 29-33-ю серии, сдававшиеся в июне-сентябре. Они имели новую торпедную балку Т-18. Самолеты из Комсомольска поступали только на Тихоокеанский флот. С 1941 г. завод № 126 тоже начал осваивать ДБ-3Ф и, соответственно, вариант торпедоносца на его базе.
Торпедоносец ДБ-3Т