Второй вариант ЦКБ-54, 1939 г.
Верхняя башня тоже претерпела изменения. Доработали механизм поворота, переделали каркас колпака и аэродинамический компенсатор. В таком виде ЦКБ-54 повторно прошел заводские и государственные испытания. Последние включали учебные бои с парой И-16. В НИИ ВВС отметили, что огневая защита по сравнению с первым вариантом усилилась. Улучшился и Обзор для стрелка-радиста. Бортовые установки признали недоработанными — слишком малы углы обстрела. Но в целом ДБ-3СС одобрили. В итоговом отчете НИИ сделали вывод: «Самолет признан пригодным для применения его в ВВС КА в качестве самолета усиления огневой мощи частей, вооруженных однотипными самолетами». Предлагалось на каждые два обычных ДБ-3 иметь один ДБ-3СС.
Но усиление вооружения привело к тому, что «крейсер» оказался на 100 кг тяжелее серийного бомбардировщика. Летя на высоте 4000 м, ЦКБ-54 уступал в скорости ДБ-3 воронежского завода 7 км/ч, а машине завода № 39 — 16 км/ч. Это означало, что самолет сопровождения не способен идти в строю с теми бомбардировщиками, которые должен был охранять. От серийного выпуска ЦКБ-54 отказались.
Однако в его конструкции нашли и рациональные элементы. На отчете НИИ резолюция тогдашнего начальника ВВС Локтионова: «Иметь в виду в 1940 г. заказать часть самолетов с пушечной турельной установкой, носовая точка — пулеметная, боковые установки — упразднить». 26 августа 1939 г. Военный совет ВВС принял решение заказать партию ДБ-3 с верхней пушечной установкой. Но и эта идея не была воплощена в жизнь.
Надо сказать, что попытки реализовать концепцию подобного самолета сопровождения на основе бомбардировщика с усиленным оборонительным вооружением за рубежом также оказались неудачными. До стадии небольших серий добрались японский G6M1 (на базе G4M1 фирмы «Мицубиси») и американский YB-40 (переделанный из «Летающей крепости» В-17). Оба они из-за роста полетного веса отставали от своих бомбардировочных прототипов, в боевых операциях показали себя неэффективными и быстро сошли со сцены.
Верхняя и бортовая установки второго экземпляра ЦКБ-54
Вид изнутри из бортового блистера с пулеметом ШКАС