Оглавление

Курс на Суэцкий канал

После начала войны с Финляндией отношения Советского Союза с Великобританией, Францией и США резко ухудшились. СССР объявили агрессором. Президент США объявил «моральное эмбарго» на поставки различной техники в нашу страну. Правительства Англии и Франции пошли дальше. Не ограничиваясь доставкой финнам самолетов, пушек и танков, они начали подготовку к отправке в Финляндию экспедиционного корпуса, а также к авиационным налетам на нефтяные промыслы и нефтеперегонные заводы в окрестностях Баку.

У нас тоже не дремали, готовясь ответить ударом на удар. Общих границ ни с Англией, ни с Францией у Советского Союза не было. Но зато имелась возможность «достать» их колониальные и полуколониальные владения на Ближнем Востоке и в бассейне Средиземного моря. Англичане и французы имели в этом регионе немало военных, военно-морских и авиационных баз. В частности, там располагались базы Средиземноморского флота Великобритании. Особое положение занимал Суэцкий канал — кратчайший путь из Средиземного моря в Красное, а оттуда — в Индийский океан. Он принадлежал англо-французской компании, а охранялся британскими войсками.

Разработка операции, по-видимому, началась где-то в феврале 1940 г. Безусловно, она рассматривалась и утверждалась на самом высоком уровне, с ведома самого Сталина. Но документов об этом найти пока не удалось. Однако в марте к подготовительным мероприятиям уже подключили авиаторов и военную разведку.

Разведкой были отобраны цели в Средиземноморье и на Ближнем Восток, которые находились в пределах радиуса действия наших дальних бомбардировщиков. Они находились в Ливане, Сирии, Ираке, Палестине, Египте и на острове Кипр. Бомбить собирались казармы, порты, аэродромы, военные корабли на стоянках. В Бейруте основной целью должен был стать французский военный городок, в Хайфе — порт, в Алеппо — казармы. На Кипре наметили три цели: аэродром в Никозии и военно-морские базы англичан в Ларнаке и Фамагусте. В Египте выбрали объекты в Александрии и Порт-Саиде и, разумеется, на трассе Суэцкого канала. В Ираке планировали атаковать несколько военных баз, в том числе аэродромы Хаббания и Шуайба. Интересно, что рассматривались и цели в нейтральной Турции. Видимо, считали, что эта страна может поддержать действия англичан и французов.

Проводился сбор информации о расположении зданий и сооружений, количестве и местоположении зенитных орудий и пулеметов, дислокации истребителей, возможных путях подхода к объектам, характерных ориентирах.

К операции планировалось привлечь шесть дальнебомбардировочных полков. Первая группа из трех полков (6-го, 42-го и 83-го дбап) должна была быть сосредоточена под Евпаторией в Крыму. Ей предстояло действовать по целям в Турции, Ливане, Сирии, Палестине и на Кипре. Второй группе предстояло разместиться в Армении, в районе озера Севан. Ей определялись объекты атак в Ираке, Египте, а также часть целей в Турции.

В общей сложности в налетах должны были участвовать более 350 дальних бомбардировщиков. Все упомянутые полки имели на вооружении ДБ-3Б последних серий с моторами М-87А, с протестированными бензобаками и системами нейтрального газа. Многие машины оснастили дополнительными пулеметами в хвостовом конусе или переоборудовали турелями МВ-2 и МВ-3. Автопилоты и радиополукомпасы стояли только на единичных самолетах.

Личный состав был хорошо подготовлен. Все полки, кроме сравнительно недавно сформированного 83-го дбап, получили боевой опыт в войне с Финляндией.

В апреле 1940 г. командирам полков сообщили о возможном проведении операций на Ближневосточном театре. Было приказано отобрать наиболее надежных и опытных летчиков и штурманов для планирования налетов. Эти люди осуществили прокладку маршрутов следования к каждой цели, рассчитали требуемые запасы горючего и варианты бомбовой нагрузки. Определялись направления заходов, очередность поражения целей. Для каждого объекта подбирали подходящие боеприпасы. Произвели распределение целей между эскадрильями, звеньями и отдельными экипажами. Самый сложный объект — шлюзы Суэцкого канала — достались 1-й эскадрилье 21-го дбап. Ей предстояло пролететь туда и обратно около 3000 км.

Оглавление