Оглавление

Для первой группы из трех полков основной маршрут проложили через Черное море, затем над территорией Турции (не очень задумываясь о международном праве), потом над водами Средиземного моря. Далее пути следования полков разделялись. Один из них атаковал цели на Кипре, другой шел к побережью Ливана (тогда принадлежавшего французам), а две эскадрильи его направлялись в Сирию (тоже французскую), третий полк выходил к Хайфе и наносил удары по английским базам в Палестине.

Самолеты второй группы стартовали в Армении и летели через воздушное пространство Ирана, затем пересекали ирано-иракскую границу на севере и шли по междуречью Тигра и Евфрата. Не долетая Багдада, группа разделялась. Полки поворачивали и расходились в разных направлениях. 21-й дбап пересекал территории Трансиордании и Палестины (это нынешние Иордания и Израиль) и выходил к морю. Две его эскадрильи должны были бомбить английские корабли в Александрии, две — атаковать Порт-Саид и одна — разрушить шлюзы канала. Думаю, что вряд ли дюжина ДБ-3, даже при отсутствии мощной ПВО, могла с одного раза вывести шлюзы из строя. Но на бумаге возможно все.

Операцию предполагали осуществить днем, с бомбометанием со средних высот.

В конце апреля уже командиров экипажей заставили зубрить маршруты и расположение объектов. Каждый штурман должен был проработать свой маршрут и выучить необходимые ориентиры.

Поскольку все полки были сухопутными, то практики полетов над морем у экипажей практически не имелось. Чтобы исправить этот недостаток, организовали тренировочные полеты над Черным морем. Бомбардировщики взлетали в Евпатории и проходили по замкнутому маршруту, выходя к берегу в контрольной точке у побережья Грузии; затем они возвращались в Евпаторию.

Второй группе предстоял долгий полет над горами, а затем над малонаселенной пустынной местностью. Для тренировки ей подобрали маршруты в Средней Азии.

Подготовка становилась все интенсивнее. По-видимому, готовности хотели достичь в июне. Но 10 июня (так в тексте, прим. ВВС) немцы перешли в наступление во Франции. Французам удалось продержаться фактически только месяц. Британский экспедиционный корпус, бросив почти всю технику, с трудом перебрался обратно за Ла-Манш. Франция капитулировала. Английский флот по распоряжению Черчилля попытался потопить французские корабли в Мерс-эль-Кебире, на что правительство Виши ответило серией воздушных налетов на Гибралтар. Бывшие союзники перессорились. Вдобавок немцы начали систематически бомбить Англию.

Возможным противникам стало не до нас. Это быстро поняло советское руководство. В конце июня подготовку операций на Ближнем Востоке прекратили.

ДБ-3М, он же ДБ-3Ф

Уже в конце 1938 г., когда фактически еще только разворачивалось серийное производство ДБ-3Б, он уже не вполне удовлетворял постоянно повышающимся требованиям ВВС. В итоговом отчете НИИ ВВС за 1938 г. записано: «Самолет ДБ-3 — 2 М87А с ВИШ-3, дающий максимальную скорость 435 км/ч, все же по своим летным данным, культуре отделки и расположению агрегатов обслуживания отстает от самолетов такого же типа капиталистических государств». В этом же документе предлагалось внедрить на ДБ-3 винты-автоматы, турбокомпрессоры, протектированные бензобаки, обогрев кабин, увеличить площадь остекления в кабине штурмана, улучшить связь между членами экипажа, усилить оборону нижней полусферы.

ОКБ-39 продолжило модернизацию своего детища. В середине 1938 г. впервые в документах появляется упоминание о новой модификации — ДБ-3Ф с моторами М-88. Постановление правительства требовало от машины максимальной скорости 450-470 км/ч на высоте 6000 м и предельную дальность (с 1000 кг бомб) 4000 км. Вооружение сохранялось по типу ДБ-3. Постройка опытного самолета предполагалась в декабре 1938 г.

В январе 39-го в Кремле прошло совещание, посвященное проблемам модернизации ВВС. В том числе обсуждалось положение с совершенствованием ДБ-3. Ильюшин выступил с докладом, обрисовывающим основные пути решения поставленных перед его конструкторским бюро задач.

После совещания, 17 февраля, ОКБ-39 получило измененный вариант задания, в котором от ДБ-3Ф требовали уже скорость 485 км/ч на высоте 7000 м. Кроме этого, доработанное задание предусматривало создание двух вариантов машины: цельнометаллического ДБ-3Ф и ДБ-3ФД с деревянным фюзеляжем. Интересно, что на последнем хотели получить еще более высокую скорость — 500 км/ч на той же высоте 7000 м! Параллельно откорректировали и требования по оборудованию и вооружению. Основные требования военных сводились к внедрению более мощных моторов, изменению состава вооружения, повышению боевой живучести и обогащению состава оборудования. Двигатели М-87 предполагалось заменить на новые М-88, являвшиеся дальнейшим развитием того же 14К. Модернизация мотора была осуществлена в ОКБ-29 под руководством С.К Туманского. Усилили картер, коленчатый вал, поршни, ввели двухскоростной нагнетатель. Взлетную мощность подняли до 1100 л.с. Улучшились и высотные характеристики двигателя.

DB-3088.jpg

Моторы М-88 испытывали на «летающем стенде» завода № 29. В него переоборудовали бомбардировщик № 390814. 16 июля 1939 г. он потерпел аварию из-за отказа обоих моторов

Оглавление