Оглавление

DB-3128.jpg

Немецкие солдаты осматривают разбитый ДБ-3Ф, 14 июля 1941 г.

Аэродромы в основном бомбили ночью, мелкими группами, используя комбинацию фугасных, осколочных и зажигательных бомб. 51-я дивизия в ходе налетов на Орел в октябре сожгла и повредила не менее 100-150 самолетов. Всего за первые шесть месяцев войны на аэродромах уничтожили около 700 немецких самолетов.

Единственным исключением стали рейды на Берлин, предпринятые в августе 1941 г. Начала их морская авиация, но с 11 августа к ним подключились отдельные экипажи 1-го бак. Эти налеты имели более политическое, нежели военное значение.

ДБ-3 использовались и как дальние разведчики. Поскольку они были более уязвимы, чем более быстроходные Пе-2, то летали в основном по ночам. В частности, эскадрилью ночных разведчиков, оснащенную самолетами Ильюшина, включал 2-й драп ВГК.

Бомбардировщики порой вынужденно использовались и как транспортные самолеты. Так, в середине октября они сбрасывали боеприпасы, продовольствие и медикаменты частям Красной Армии, окруженным под Вязьмой. ДБ-3 могли нести грузовые мешки ПДММ и баки ПДББ на наружных бомбодержателях. Все это могло быть сброшено с парашютами. При возможности сесть в месте назначения груз также укладывали на временном деревянном помосте в бомбоотсеке. Бомбардировщик мог также взять до семи пассажиров.

Дальние бомбардировщики на фронте после реорганизации на 20 августа 1941г.

Место дислокации штаба

ДБ-3/ДБ-3Ф

ТБ-3

22-я дбад

Запорожье

54

22

50-я дбад

Кировоград

72

34

42-я дбад

Орел

53

52-я дбад

Курск

64

31

40-я дбад

Рыбинск

67

51-я дбад

Ярославль

65

40

Всего

375

127

Дальние бомбардировщики на фронте в первые полгода войны

ДБ-3/ДБ-3Ф

ТБ-3

22 июля 1941г.

790

51

22 августа 1941г.

375

127

22 сентября 1941г.

308

99

22 октября 1941г.

310

92

22 ноября 1941г.

190

88

22 декабря 1941г.

182

84

Всю осень 1941 г. ДБ-3 и ДБ-3Ф активно применялись на фронте, но во все уменьшающемся количестве. Прибытие подкреплений из тыловых округов и поставка самолетов промышленностью не возмещали потерь. Тем не менее общий парк бомбардировщиков Ильюшина оставался внушительным. На 22 сентября в ВВС РККА числились 1135 ДБ-3. Их постепенно подтягивали к фронту. В октябре в состав действующих влилась мощная 26-я дивизия (258 самолетов). Ее разбили на две — 26-ю и 133-ю. С 12 октября они начали совершать боевые вылеты из-под Ярославля и Рыбинска. Еще в августе на фронт бросили группу из 2-й школы штурманов, действовавшую до начала ноября. Кроме того, из школ, с курсов усовершенствования, из НИИ ВВС, НИПАВ и резервной авиабригады изъяли 156 ДБ-3 для пополнения частей.

Для повышения боевой живучести машины решили прикрыть броней стрелка-радиста. Над этим работали параллельно ОКБ-39 и конструкторы завода № 18. В итоге первые спроектировали оригинальную бронеспинку, а вторые — приспособили спинки пилотских кресел от СБ и ДБ-3Ф. С октября их начали ставить на самолеты на заводах № 126 (вариант ОКБ-39) и № 18 (свои). Но, к сожалению, в связи с эвакуацией заводов и отсутствием запаса спинок эту работу довольно быстро свернули.

Эвакуация промышленности на восток вообще тяжело ударила по производству самолетов. ДБ-3Ф тогда строил единственный завод — № 126 в Комсомольске-на-Амуре. Туда перестали поступать моторы, винты, турели. В июле 1941 г. прекратился выпуск двигателей М-87Б. Государственный Комитет обороны (ГКО) обязал НКАП начать переоснащение ранее выпущенных самолетов моторами М-88. С октября перестали поступать и последние — завод № 29 эвакуировали. Поставки моторов прекратились до декабря. В декабре завод № 126 должен был сдать 58 бомбардировщиков, а моторов имел на шесть, бронеспинок не было вовсе.

В среднем промышленность поставляла фронту два ДБ-3Ф в сутки, а теряли по восемь. За первые шесть месяцев войны в действующие полки дальнебомбардировочной авиации поступило всего 170 ДБ-3Ф, потеряли же за это время — 1150!

Оглавление