Немецкие солдаты осматривают разбитый ДБ-3Ф, 14 июля 1941 г.
Аэродромы в основном бомбили ночью, мелкими группами, используя комбинацию фугасных, осколочных и зажигательных бомб. 51-я дивизия в ходе налетов на Орел в октябре сожгла и повредила не менее 100-150 самолетов. Всего за первые шесть месяцев войны на аэродромах уничтожили около 700 немецких самолетов.
Единственным исключением стали рейды на Берлин, предпринятые в августе 1941 г. Начала их морская авиация, но с 11 августа к ним подключились отдельные экипажи 1-го бак. Эти налеты имели более политическое, нежели военное значение.
ДБ-3 использовались и как дальние разведчики. Поскольку они были более уязвимы, чем более быстроходные Пе-2, то летали в основном по ночам. В частности, эскадрилью ночных разведчиков, оснащенную самолетами Ильюшина, включал 2-й драп ВГК.
Бомбардировщики порой вынужденно использовались и как транспортные самолеты. Так, в середине октября они сбрасывали боеприпасы, продовольствие и медикаменты частям Красной Армии, окруженным под Вязьмой. ДБ-3 могли нести грузовые мешки ПДММ и баки ПДББ на наружных бомбодержателях. Все это могло быть сброшено с парашютами. При возможности сесть в месте назначения груз также укладывали на временном деревянном помосте в бомбоотсеке. Бомбардировщик мог также взять до семи пассажиров.
Дальние бомбардировщики на фронте после реорганизации на 20 августа 1941г.
Место дислокации штаба |
ДБ-3/ДБ-3Ф |
ТБ-3 |
|
22-я дбад |
Запорожье |
54 |
22 |
50-я дбад |
Кировоград |
72 |
34 |
42-я дбад |
Орел |
53 |
— |
52-я дбад |
Курск |
64 |
31 |
40-я дбад |
Рыбинск |
67 |
— |
51-я дбад |
Ярославль |
65 |
40 |
Всего |
375 |
127 |
Дальние бомбардировщики на фронте в первые полгода войны
ДБ-3/ДБ-3Ф |
ТБ-3 |
|
22 июля 1941г. |
790 |
51 |
22 августа 1941г. |
375 |
127 |
22 сентября 1941г. |
308 |
99 |
22 октября 1941г. |
310 |
92 |
22 ноября 1941г. |
190 |
88 |
22 декабря 1941г. |
182 |
84 |
Всю осень 1941 г. ДБ-3 и ДБ-3Ф активно применялись на фронте, но во все уменьшающемся количестве. Прибытие подкреплений из тыловых округов и поставка самолетов промышленностью не возмещали потерь. Тем не менее общий парк бомбардировщиков Ильюшина оставался внушительным. На 22 сентября в ВВС РККА числились 1135 ДБ-3. Их постепенно подтягивали к фронту. В октябре в состав действующих влилась мощная 26-я дивизия (258 самолетов). Ее разбили на две — 26-ю и 133-ю. С 12 октября они начали совершать боевые вылеты из-под Ярославля и Рыбинска. Еще в августе на фронт бросили группу из 2-й школы штурманов, действовавшую до начала ноября. Кроме того, из школ, с курсов усовершенствования, из НИИ ВВС, НИПАВ и резервной авиабригады изъяли 156 ДБ-3 для пополнения частей.
Для повышения боевой живучести машины решили прикрыть броней стрелка-радиста. Над этим работали параллельно ОКБ-39 и конструкторы завода № 18. В итоге первые спроектировали оригинальную бронеспинку, а вторые — приспособили спинки пилотских кресел от СБ и ДБ-3Ф. С октября их начали ставить на самолеты на заводах № 126 (вариант ОКБ-39) и № 18 (свои). Но, к сожалению, в связи с эвакуацией заводов и отсутствием запаса спинок эту работу довольно быстро свернули.
Эвакуация промышленности на восток вообще тяжело ударила по производству самолетов. ДБ-3Ф тогда строил единственный завод — № 126 в Комсомольске-на-Амуре. Туда перестали поступать моторы, винты, турели. В июле 1941 г. прекратился выпуск двигателей М-87Б. Государственный Комитет обороны (ГКО) обязал НКАП начать переоснащение ранее выпущенных самолетов моторами М-88. С октября перестали поступать и последние — завод № 29 эвакуировали. Поставки моторов прекратились до декабря. В декабре завод № 126 должен был сдать 58 бомбардировщиков, а моторов имел на шесть, бронеспинок не было вовсе.
В среднем промышленность поставляла фронту два ДБ-3Ф в сутки, а теряли по восемь. За первые шесть месяцев войны в действующие полки дальнебомбардировочной авиации поступило всего 170 ДБ-3Ф, потеряли же за это время — 1150!