Избавиться от этого недостатка можно было внедрением флюгируемых винтов. В мае 1944 г. в ЛИИ опробовали пропеллеры УФ-61-ИФ завода № 28. На Ил-4 выпуска завода № 23 летал А.Н. Гринчик. Испытания прошли успешно. Нагрузка на педалях стала незначительной. Хотели собрать малую серию самолетов с такими винтами и направить на войсковые испытания. Серию изготовил завод № 126. Головной образец в августе поступил в ЛИИ. После испытаний (вел их Н.С. Рыбко) сделали вывод, что система управления винтами (электрогидравлическая) недостаточно надежна. Стандартно Ил-4 нес один электрогенератор ГС-1000 на правом моторе. При отказе этого двигателя все управление винтами отключалось, и ни о каком флюгировании не могло быть и речи. Войсковые испытания задержали до устранения основных дефектов. Но с октября 1944 г. некоторые самолеты комплектовались УФ-61-ИФ (при двух генераторах — на обоих моторах).
Термический антиобледенитель считался недостаточно эффективным, поэтому в феврале 1944 г. предложили разработать для Ил-4 пневматический антиобледенитель по типу американского «Гудрич». У него сжатый воздух го подавался, то стравливался из резиновых камер, стряхивая наледь. Но никаких сведений о создании отечественной конструкции такого типа нет.
Над облаками
В 1944 г. выпуск Ил-4 начал сокращаться. Завод № 39 с конца 43-го начал осваивать новый вариант Ер-2 — с дизелями. Они постепенно вытесняли ильюшинские машины из цехов. Всего за год промышленность поставила 706 самолетов, из них 691 — в АДД.
АДД постоянно усиливалась. За пять первых месяцев 1944 г. она сбросила вдвое больше бомб, чем за весь 42-й. Немалая часть из них пришлась на долю Ил-4. В феврале АДД провела серию мощных налетов на Хельсинки. Они были интересны четкой организацией действий атакующих сил. Каждый корпус выделял разведчиков погоды, самолеты наведения, освещения цели, подавления зенитной артиллерии, контроля результатов удара и атакующую группу. Поскольку основной целью являлось оказание давления на финское правительство, готовившееся выйти из рядов союзников Германии, а не разрушение города, налет растянули во времени. Самолеты шли друг за другом с интервалом 10-15 секунд почти 12 часов подряд. Налеты масштабами поменьше организовали и на другие города Финляндии.
В марте последовал массированный налет на Таллин. АДД поддерживала операции по освобождению Крыма (в частности, парализовала работу портов Констанца и Галац, через которые осуществлялась связь с блокированным полуостровом). Бомбили и позиции немцев непосредственно под Севастополем.
В июне самолеты АДД приняли участие в Белорусской операции. Там задействовали 1226 машин. В основном их целями являлись железнодорожные узлы. Так, Брест бомбили два дня подряд. Дальние бомбардировщики до конца года наносили удары по целям вдоль всего фронта, а также эпизодически совершали рейды в глубокий тыл немцев.
В 45-м Ил-4 почти не менялся. Выпуск их продолжал сокращаться. Теперь их опять строил только завод № 126. За год там собрали всего 485 самолетов. Новые полки на Ил-4 не формировались уже с 43-го.
Продолжались эксперименты с флюгируемыми винтами. В мае 1945 г. в ЛИИ испытывали новый пропеллер АВ-7ФЕ-158А. Летал Н.С. Рыбко. Винты удостоились удовлетворительной оценки, их рекомендовали для государственных и войсковых испытаний. Их ставили на некоторые Ил-4 последних серий.
Ил-4 на сбрасываемых взлетных лыжах НИИ ГВФ