Оглавление

DB-3162.jpg

Гвардейцы вернулись с боевого задания

Уже после того, как кончилась война с Германией, на Ил-4 впервые поставили отопление. В НИИ ВВС в июне 1945 г. испытывали паровую отопительную установку, сконструированную инженером Усачевым в 5-й лаборатории ЛИИ. Вода нагревалась в кожухе пламегасителя и в виде пара шла в радиаторы. Но испытания провалились — через 12 часов работы котел лопнул. Более отоплением на Ил-4 не занимались.

Дальние бомбардировщики успешно закончили войну с Германией. Большая дальность уже была не нужна. Летали с аэродромов Польши на города Германии, опорные пункты отступающих немецких войск, порты и аэродромы. Вновь стали летать днем — ПВО немцев существенно ослабла, господство в воздухе принадлежало советской авиации. В Берлинской операции задействовали около 500 дальних бомбардировщиков.

На 10 мая 1945 г. 18-я воздушная армия (в которую преобразовали АДД 6 декабря 1944 г.) имела 593 Ли-2, 553 Ил-4, 357 В-25, 101 Ер-2, 39 ТБ-3 и 32 Пе-8. Из 73 полков армии на Ил-4 летали 28.

Бомбардировщики Ильюшина повоевали и против Японии. Там на них действовал 19-й бак. Особенностью этой кампании явилось то, что на Дальнем Востоке сохранилось немало старых ДБ-3Б, которые были еще боеспособны. За годы войны эти машины частично прошли модернизацию, в частности на них поставили моторы М-88Б со сдвоенными маслорадиаторами.

Ударам дальних бомбардировщиков подверглись укрепленные районы, железнодорожные узлы, аэродромы, порты. Первые налеты состоялись в ночь с 8 на 9 августа. 108-й бап, переброшенный из Польши на аэродром Чугуевка в Приморском крае, бомбил Харбин. Самолеты 444-го бап, базировавшегося в Варфоломеевке, атаковали Чанчунь. Вела огонь зенитная артиллерия противника, над Чанчунем наши самолеты встретились с ночными истребителями японцев. В частности, два истребителя преследовали Ил-4 капитана Н.М. Найкина, но не нанесли ему повреждений.

9 августа 1945 г. самолеты 52-го и 4-го дбап бомбили Расин в Корее. В полосе 1 -го Дальневосточного фронта сорок Ил-4 на второй день войны атаковали укрепрайон Чуджоу, откуда японцы обстреливали Иман на советской территории. Превосходство советской авиации в воздухе было абсолютным. Бомбардировщики все чаще летали днем, большими группами, в сопровождении истребителей. Например, уже упоминавшийся 444-й бап днем 15 августа бомбил Южно-Дуннинский укрепрайон. Боевые вылеты совершали до 19 августа.

Когда-то ДБ-3 получил боевое крещение в боях с японцами в Китае. На Дальнем Востоке и закончилась его боевая карьера.

DB-3163.jpg

Ил-4 182-го апдд готовятся к вылету

Над морем

Как уже говорилось, самый первый ДБ-3 попал в морскую авиацию в 1937 г. Его получила 47-я сбаэ ВВС Балтийского флота. За этой машиной последовали другие. К началу 1940 г. торпедоносные ДБ-3 полностью вытеснили устаревшие Р-5Т, КР-6а-Т и ТБ-1. В морской авиации имелись три минно-торпедных полка — все на самолетах Ильюшина.

В 1938 г. 121-ю мтаэ ВВС Балтфлота переформировали в 1-й минно-торпедный полк (мтап), базировавшийся на аэродроме Беззаботное. Эскадрилья ДБ-3 входила также в состав 15-го бап в Копорье. Впоследствии эту эскадрилью использовали для пополнения 1-го мтап. В этом же году самолеты стали поступать в 4-й мтап в Романовке на Тихоокеанском флоте (созданный на базе 29-й мтаб). Чуть позже, в 1939 г., на Черном море в составе 63-й бригады сформировали 2-й минно-торпедный полк с базированием на аэродромах во Владиславлевке и Сарабузе (основой для него стала 35-я мтаэ). Северный флот в довоенный период минно-торпедной авиации не имел.

На 25 апреля 1940 г. морская авиация располагала 133 ДБ-3 и 88 ДБ-3Ф. Из них на Балтике находились 75 машин, на Черном море — 71, на Тихом океане — 64.

От обычных бомбардировщиков торпедоносцы отличались торпедным мостом Т-18, позволявшим нести одну торпеду типа 45-36АН или 45-36АВА или мину МАВ-1 на минодержателе МД-39. В конце 1939 г. к этому ассортименту добавилась новая мина АМГ-1, предназначенная для беспарашютного сбрасывания. Ее заряд (250 кг) был куда мощнее, чем в МАВ-1 (100 кг).

Подвеска этой мины тоже была наружной. Точность постановки получалась куда выше, чем у старой МАВ-1, но существовали ограничения по высоте сброса и минимальной глубине постановки. Однако все это оружие было освоено еще недостаточно. В 1940 г. подготовку лишь одного полка оценили как «удовлетворительную», а два других получили «неуды». На Балтике торпедометание по подвижным целям еще и не начиналось, на Черном море освоили поражение их низким способом.

Оглавление