Оглавление

DB-3185.jpg

Турель МВ-2 в боевом положении вид изнутри самолета

Костыльное колесо размером 400x150 мм ориентирующееся, смонтировано на костыльной стойке с масляно-пневматической амортизацией. При необходимости колесо можно было зафиксировать в среднем положении. Фиксирующая защелка управлялась тросиком из кабины пилота. В полете хвостовое колесо не убиралось.

Управление самолетом двойное, из кабин пилота и штурмана. У пилота имелись штурвал и педали, у штурмана — педали и съемная ручка. Управление рулем высоты жесткое, элеронами — смешанное, рулем направления и триммерами — тросовое.

Приборы располагались во всех трех кабинах — штурмана, пилота и стрелка-радиста. У штурмана находился компас А-4, закрепленный на кронштейне, и доска приборов на левом борту. На доске были смонтированы указатель поворота, вариометр, указатель скорости, указатель высоты и часы. Кроме того, на правом борту висит термометр, показывающий температуру наружного воздуха. Его конец обдувается через щель в обшивке. В кабине штурмана находились навигационный визир НВ-5Б и авиасекстант АС.

Доска приборов пилота состоит из двух частей: справа — пилотажные приборы, слева — приборы контроля работы моторов. Между ними сверху располагался гирокомпас ГМК-2. В правой части доски находятся авиагоризонт, указатель скорости, указатель поворота, вариометр и указатель высоты. В левой части — часы, тахометры, термометры, указатель бензиномера, различные индикаторы и переключатели. На некоторых самолетах монтировался автопилот АВП-12 (гидравлический). Он стоял под правой частью доски. На отдельном щитке между педалями находились термометры масла и манометр давления сжатого воздуха в тормозной системе.

У стрелка-радиста на правом борту вешалась небольшая доска треугольной формы с часами и указателями скорости и высоты.

Гироприборы (ГМК-2, авиагоризонт у летчика и указатель поворота у штурмана) запитывались от вакуум-помпы на левом моторе. Для дублирования при ее отказе имелись три трубки Вентури. Трубка Пито для указателей скорости располагалась в носовой части фюзеляжа.

Электропитание обеспечивалось генератором ГС-1000 (мощностью 1000 Вт) на правом моторе и аккумулятором 12А-30 в кабине стрелка-радиста. Электроэнергией от них снабжались внутреннее освещение, обогрев одежды экипажа, навигационные огни (бортовые БС-35 и хвостовой ХС-35) и фара ФС-240 (мощностью 500 Вт) в носке левого крыла.

Связь между членами экипажа осуществлялась переговорным устройством СПУ-3М, трехцветной сигнализацией и звуковыми сигналами. Между штурманом и стрелком действовала линия пневмопочты, работавшей от набегающего потока воздуха. Чтобы отправить патрон с запиской, нужно было вытолкнуть воздухоприемник пневмопочты за борт.

Радиостанция РСБ «Двина» была смонтирована на поворотной раме в кабине стрелка-радиста. При работе с радиостанцией последний сидел лицом к килю. Антенна натягивалась между деревянной мачтой над кабиной штурмана и верхушкой киля. Она же использовалась радиополукомпасом РПК-2 «Чайка». Его кольцевая пеленгационная рамка ставилась под фанерным гаргротом пилотской кабины, на более поздних сериях — под носовой частью самолета в каплевидном обтекателе.

Для каждого из трех членов экипажа предусматривалось по два кислородных баллона емкостью по 12 л. У штурмана баллоны находились под полом пилотской кабины с левого борта, у пилота и стрелка — в их кабинах на правом борту. Для каждого члена экипажа имелся редуктор КПА-3 и маска.

В хвостовой части самолета стояли пусковые трубы для парашютных ракет. Их сбрасывание осуществлял пилот. На некоторых машинах предусматривалась установка планового фотоаппарата АФА-Б (АФА-27Т) в кабине стрелка. Включал и выключал аппарат штурман.

В каждой из трех кабин имеются аптечки. На спинке сиденья штурмана закреплена сумка с продуктами пищевого запаса. Еще одна такая сумка подвешена на левом борту в кабине пилота.

Стрелковое вооружение ранних ДБ-3Ф (ДБ-3М) складывалось из двух (позднее трех) пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм. В носке фюзеляжа пулемет устанавливался в шаровом шарнире. Питание пулемета осуществлялось лентой из патронного ящика емкостью 1000 патронов. В кабине стрелка-радиста сверху устанавливалась экранированная турель СУ (с боезапасом 1000 патронов), позднее турель МВ-3 (с 1200 патронами). Ранние ДБ-3Ф вообще не имели нижнего (люкового) пулемета, затем стали монтировать старую установку ЛУ (ранее использовавшуюся на ДБ-3Б) с запасом 500 патронов. Еще позже внедрили установку МВ-2 (750 патронов).

Бомбы размещались на двух кассетных бомбодержателях Дер-21 в бомбоотсеке, располагавшихся параллельно у оси машины, двух наружных Дер-19 под фюзеляжем и четырех Дер-31 под центральной частью крыла. Кассеты Дер-21 позволяли подвешивать бомбы калибром 50 и 100 кг, на балках Дер-19 можно было крепить бомбы весом до 500 кг. Вместо двух Дер-19 можно было установить один бомбодержатель Дер-20 для бомб до 1000 кг. Балки Дер-31 под крылом позволяли подвеску бомб калибром до 100 кг. Боеприпасы мелких калибров загружались в ротативно-рассеивающие (кассетные) бомбы РРАБ; последних существовало три типоразмера. ДБ-3Ф мог нести широкий ассортимент фугасных, осколочных, бронебойных, бетонобойных, зажигательных, осветительных и химических бомб.

Оглавление