![]() |
![]() |
Первый самолет с изменяемой стреловидностью крыло Белл Х-5, полетевший в 1951 г. | Крыло Х-5 на максимальной и минимальной стреловидности |
Флот дал ответ меньше, чем через месяц: «самолет ВВС мало подходит или не подходит вообще для решения задач, стоящих перед авиацией ВМС и корпуса морской пехоты. Большой, дорогостоящий и сложный самолет не годится для использования в войнах малой интенсивности, так как предназначен прежде всего для доставки ядерного оружия». Под нажимом политиков ВВС и ВМС пытались прийти к компромиссу. К маю всем стало совершенно очевидно, что TFX для решения задачи авиационной поддержки десанта действительно не годится. Макнамара, скрепя сердцем, разрешил делать «отдельный» самолет VAX - будущий А-7. В апреле министр «зарубил» проект «Миссайлер», поэтому теперь борьба пошла за скрещивание TFX и барражирующего палубного перехватчика. Адмиралам не оставалось иной альтернативы как согласиться на совместную с ВВС программу - «свой» перехватчик им все равно делать не дадут.
Борьба пошла уже не за сам самолет, а за его характеристики. Флот не устраивали размеры, масса и скорость, сильно смущало ядерное вооружение. Дискуссии шли все лето, однако компромисса достигнуть никак не удавалось. Программа единого самолета оказалась под угрозой срыва еще не начавшись. В «Меморандуме 1 сентября» Макнамара, опять же волюнтаристским путем, обязал положить в основу требований спецификацию SOR-183. Флоту удалось все же особо оговорить продолжительность полета в пять-шесть часов без дозаправки, скорость отрыва не более 115 миль/ч (185 км/ч) и посадочную скорость не более 90 миль/ч (145 км/ч). «Универсальный» тактический истребитель для ВВС, ВМС и армии стал любимым детищем министра, который немедленно получил прозвище Роберт TFX Макнамара.
Удивительная сложилась ситуация. Министр пробил одну свою идею-фикс - отказ от дублирования, но забыл про вторую - доктрину гибкого реагирования. Спецификация SOR-183 предполагала разработку самолета-носителя ядерного оружия, а не многоцелевой машины. «Атомное происхождение» послужило предлогом для сворачивания производства «Тандерчифов», в то время как TFX уцелел. Впрочем, в «Меморандуме 1 сентября» оговаривалась необходимость размещения на самолете обычного вооружения массой 10000 фунтов (4536 кг) на подкрыльевых узлах подвески. Официальный запрос предложений* ведущим авиастроительным фирмам США был выдан 1 октября 1961 г. Фактически 1 сентября 1961 г. был объявлен конкурс на разработку «единого» многоцелевого самолета для ВВС и ВМС США.
Шесть предложений по проекту самолета TFX представили восемь фирм: Боинг, Локхид, Макдоннелл, Норт Америкэн, а также объединившиеся в пары Дженерал Дайнемикс/Грумман и Чэнс Воут/Рипаблик. Конкурс проектов занял один год и проходил в четыре этапа. На первых двух этапах из шести претендентов на победу отсеялись четверо: Боинг и Дженерал Дайнемикс. (Так в тексте, прим. ВВС)
ВВС и ВМС больше устраивал проект Боинга. Что неудивительно. Инженеры фирмы подошли к проектированию машины с традиционных позиций, стараясь максимально учесть пожелания двух разных заказчиков. Результатом стали по сути два, а не один, проекта. Их общность составляла 60%. Конкуренты с фирмы Дженерал Дайнемикс отталкивались при проектировании от идеи общности конструкций, их варианты отличались друг от друга только на 15%. Как вы думаете, какой проект выбрал Макнамара? Министр уже успел объявить, что самолет TFX станет единственным тактическим истребителем Америки в 70-е годы!
Первый проект фирмы Боинг представлял собой самолет с изменяемой стреловидностью крыла, оснащенный двумя ТРД Электрик MF-295-A. Двигатель являлся дальнейшим развитием ТРД YJ-93, установленного на бомбардировщике ХВ-70. И ВВС, и флот предпочитали видеть на перспективном самолете ТРДД Пратт-Уитни TF-30-P-1. Именно такие движки изначально предусматривались в проекте фирм Дженерал Дайнэмикс/Грумман. Фирма Боинг оперативно переработало свое предложение под двигатель TF-30. Вообще, конкурентам пришлось перебрать по доброму десятку вариантов, прежде чем удалось достичь компромисса с заказчиками. Официальным заказчиком («ответственным исполнителем») с сентября 1961 г. являлись ВВС США. Руководство программой осуществлялось управлением по разработке авиационной техники Командования систем оружия ВВС. Флот еще с 1960 г. отвечал за работы по созданию и доводке двигателя TF-30-P-1. Весной 1962 г. этот двигатель отобрали из трех претендентов.
Опытный самолет Грумман XF10F-1 "Ягуар" с крылом изменяемой стреловидности. Первый полет совершил 19 мая 1952 г. Его испытания выявили серьезные проблемы с управляемостью. Позже фирма Грумман оказывала Конвэр посильную помощь...
* Запрос предложений — официальный документ, рассылаемый авиастроительным фирмам с предложением рассмотреть возможность постройки летательного аппарата согласно заданным требованиям. Министерство обороны «запрашивает» проекты.