«БУРЯ В ПУСТЫНЕ»
Истребители-бомбардировщики F-111E из 77-й эскадрильи 20-го авиакрыла были переброшены с авиабазы Аппер-Хейфорд на турецкую базу Инджирлик в первых числах августа 1990 г. Отсюда они наносили удары по северным районам Ирака. Практически одновременно самолеты F-111F из «братской» 493-й эскадрильи перелетели из Лейкинхирта в Сарагосу. Интересно, что переброска двух эскадрилий «полустратегических» самолетов на передовые аэродромы НАТО мотивировалась обычными учениями Северо-Атлантического блока.
В Саудовской Аравии первые 20 самолетов F-111F из 492-й и 493-й эскадрилий 48-го тактического авиакрыла появились 25 августа. Истребители-бомбардировщики выполнили беспосадочный перелет с несколькими дозаправками в воздухе по маршруту авиабаза Лейкинхирт - авиабаза Тайф. Вот этот перелет уж точно можно считать учениями: самолеты летели с боевой нагрузкой - каждый нес по четыре 2000-фунтовые корректируемые бомбы GBU-15 и по две УР «Сайдуиндер», некоторые машины дополнительно были оснащены подкрыльевыми контейнерами для отстрела ИК ловушек и дипольных отражателей, в задней части фюзеляжа крепились контейнеры AN/ALQ-131 с аппаратурой РЭБ. Еще двадцать F-111F перелетели в Саудовскую Аравию 2 сентября. Перелет выполнялся с подвешенными корректируемыми авиабомбами и ракетами «Сайдуиндер». На аэродроме Тайф также базировались самолеты РЭБ EF-111F.
«Саудовские» F-111 вели разведку района предстоящей военной операции многонациональных сил совместно с самолетами-разведчиками U-2R. Разведку собственно вели печально знаменитые U-2. Информация по линии передачи данных прямо в полете «сбрасывалась» на F-111, который выполнял функции ретранслятора сигнала.
В ходе операции «Буря в Пустыне» самолеты наносили удары по наземным целям обычными бомбами и бомбами GBU-15 и «Пэйвуэй» с лазерным наведением
Авиация многонациональных сил действовала, в основном, со средних высот, F-111 исключением не являлись. Всего «муравьеды» выполнили более 4000 боевых вылетов. Объектами ударов являлись нефтеперекачивающие станции, командные пункты и радиолокационные станции иракской ПВО. Согласно сообщениям «по горячим следам», самолеты F-111F уничтожили порядка 1500 единиц иракской бронетехники, затем цифру уменьшили до 1000, а на рубеже веков в США появилась информация о завышении эффективности действия авиации в период войны в Заливе примерно на 70%. Экипажи F-111F успешно применяли корректируемые авиабомбы GBU-28 с телевизионным наведением на цель. Кадры, передаваемые оптическими головками сброшенных с F-111 корректируемых бомб, обошли телеэкраны всего мира. Помимо телевизионных использовались обычные бомбы и бомбы GBU-15 и «Пэйвуэй» с лазерным наведением.
В ходе войны неоднократно отмечались попытки иракских истребителей атаковать EF-111А. Вероятно, самолеты РЭБ считались для летчиков МиГов ВВС Ирака целями наивысшего приоритета. Американские постановщики помех ослепили ПВО противника - пилоты самолетов союзников отмечали, что зенитные ракеты запускались по баллистическим траекториям, иначе говоря — не работали РЛС наведения зенитно-ракетных комплексов. Тем не менее один EF-111A был сбит, вероятно - огнем зенитной артиллерии.
ПОСЛЕДНЕЕ АВИАКРЫЛО F-111
К середине 1993 г. все самолеты F-111 ВВС США были собраны на авиабазе Кэннон, шт. Нью-Мексика. В состав 27-го тактического истребительного авиакрыла вошли четыре эскадрильи - 428-я, 522-я, 523-я и 524-я. На вооружении 428-й эскадрильи состояли бывшие бомбардировщики FB-111 - самолеты F-111G. На вооружении остальных - самолеты F-111D. В 1992 г. в Кэннон из Великобритании перебазировали самолеты РЭБ EF-111A, F-111E и F-111F. Всего в 1992 г. в Кэнноне базировалось более 90 F-111E/F, старые машины модификаций «G» и «D» были сняты с вооружения.
F-111F наносит удар с малой высоты