Во время войны в районе Персидского залива зимой 1991 года Су-24МК ВВС Ирака в боевых действиях участия не принимали, так как Ирак к началу «Бури в пустыне» располагал лишь одним экипажем, подготовленным для боевого применения этой сложной машины. Однако все 24 самолета Су- 24МК, имевшиеся в ВВС Ирака, после начала бомбовых ударов союзников благополучно перелетели в Иран, избежав при этом атак американских истребителей (чего нельзя было сказать о самолетах других типов — Дассо «Мираж»F.1, F-7, МиГ-23, Су-7 и Су-22 — значительное число которых было сбито американскими истребителями Макдоннелл-Дуглас F-l5C «Игл» во время перелета в Иран). Таким образом, даже пилотируемые неподготовленными экипажами, маловысотные Су-24 оказались трудноуязвимыми для истребителей противника, действовавших почти в «полигонных» условиях.
Планируется, что самолеты Су-24М в составе ВВС и ВМС России сохранятся и в следующем десятилетии. Им на смену должны придти бомбардировщики нового поколения Су-27ИБ (Су-34). Однако недостаточное финансирование может привести к задержке поступления на вооружение новых самолетов. Зарубежные страны, располагающие парком бомбардировщиков Су-24МК, также вряд ли смогут найти им замену до конца следующего десятилетия. В этих условиях особое значение приобретают работы по модернизации самолетов, направленные, в первую очередь, на расширение возможностей его БРЭО и комплекса вооружения. ОКБ проработано несколько вариантов модернизации самолета — от простейшего, предусматривающего установку приемника спутниковой системы навигации, до наиболее радикального, в соответствии с которым истребитель-бомбардировщик должен получить БРЭО, созданное для бомбардировщика Су-27ИБ.
КОНСТРУКЦИЯ. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокомеханизированным крылом изменяемой стреловидности, двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками. Подвижные части крыла устанавливаются в четыре фиксируемых положения со стреловидностью 16° на взлете и посадке, 35° на крейсерских дозвуковых режимах, 45° при боевом маневрировании и 69° при полете на больших дозвуковых и сверхзвуковых скоростях.
Фюзеляж типа полумонокок, прямоугольного сечения со скругленными нижними углами, его форма выбрана из условия технологичности и получения максимальной подъемной силы.
Летчик и штурман-оператор расположены радом на катапультных креслах К-36ДМ (К-36Д на самолетах первых серий). Кабина экипажа оснащена двойным управлением.
Су-24М оборудован системой дозаправки в воздухе с выдвижной штангой-топливоприемником в носовой части фюзеляжа. Он может и сам выполнять роль заправщика при оснащении подвешиваемым под фюзеляжем агрегатом УПАЗ-А, позволяющим передавать в полете (в том числе ночью) заправляемому самолету до 9000 кг топлива.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Два ТРДФ АЛ-21Ф-3А НПО «Сатурн» (2x11200 кгс).
ОБОРУДОВАНИЕ. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования бомбардировщика Су-24 обеспечивает прицельное поражение наземных и надводных целей в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе с малых высот при ручном и автоматическом управлении самолетом.
На Су-24 установлена цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума», в состав которой, в частности, входят импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А» и радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС) при следовании рельефу местности «Рельеф».
На Су-24М используется усовершенствованная прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр», в составе которой сохранены поисковая РЛС «Орион-А» и РЛС следования рельефу местности «Рельеф».
Фронтовой самолет-разведчик Су-24МР может выполнять всепогодную комплексную воздушную разведку днем и ночью в широком диапазоне высот и скоростей на глубину до 400 км за линией боевого соприкосновения.
ВООРУЖЕНИЕ. Самолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески: четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су-24 возможна подвеска свободнопадающих бомб калибром от 100 до 1500 кг, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки НАР калибром от 57 до 370 мм.
Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением.
В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят УР Х-23 с пропорциональным радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.
Су-24М может нести более широкий спектр УР класса «воздух—поверхность» с неядерной БЧ, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29, Х-58 и Х-59.
В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23М (23 мм). На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных установок СППУ-6 с ГШ-6-23М.
В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса «воздух—воздух» с ТГС Р-60 (Р-60М).
РАЗМЕРЫ (Су-24М). Размах крыла в положении минимальной/максимальной стреловидности 17,64/10,37 м; длина самолета со штангой ПВД 24,53 м; высота самолета 6,19 м (Су-24 — 5,92 м); площадь крыла в положении минимальной/максимальной стреловидности 55,17/51,02 м2; минимальный/максимальный углы стреловидности крыла по передней кромке 16°/ 69°.
МАССЫ, кг (Су-24М): максимальная взлетная 39 700; нормальная взлетная с боевой нагрузкой 3000 кг — 35 970; масса пустого снаряженного самолета 22 320; максимальная боевая нагрузка 8000; полный запас топлива: во внутренних баках 9850, с учетом ПТБ 16 460.
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (Су-24М). Максимальная скорость 1700 км/ч; максимальная скорость у земли 1400 км/ч; практический потолок 11 000 м; длина разбега 850—900 м; длина пробега 800—850 м; боевой радиус действия: на малой высоте с боевой нагрузкой 3000 кг и двумя ПТБ по 3000 л — 570 км, на малой высоте без ПТБ — 390 км; перегоночная дальность с двумя ПТБ по 3000 л — 2850 км; перегоночная дальность с одной дозаправкой в полете 4270 км; максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5.
ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-34
Одним из последних самолетов в семействе Су-27 явился Су-34 — машина нового поколения, предназначенная для замены самолетов МиГ-27, Су-17 и Су-24. Разработка бомбардировщика (сначала классифицировавшегося как истребитель-бомбардировщик) Су-27ИБ, имевшего заводской шифр Т-10В, велась с начала 1980-х годов под общим руководством М.П. Симонова.