Первоначально работы над Т-10В шли в направлении модификации двухместного самолета Су-27УБ, в практически не измененную конструкцию планера которого предполагалось вписать новое радиоэлектронное оборудование и вооружение. Однако в дальнейшем было принято решение о размещении экипажа рядом, что обещало повышение эффективности боевого применения и безопасности полета. Кроме того, такая компоновка позволяла избавиться от дублирования ряда приборов. Улучшалась и эргономика кабины экипажа, что делало возможным выполнять более длительные полеты.
Следующим шагом явилось применение крыла с новым наплывом, на котором разместилось переднее горизонтальное оперение (ПГО). Было решено отказаться от регулируемого воздухозаборника, что обусловливалось спецификой боевого применения ударного самолета.
К1990 году было, в основном, завершено проектирование новой машины, и вскоре на опытном производстве машиностроительного завода им. П.О. Сухого начались работы по трансформации одного из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ в опытный экземпляр истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 (впоследствии известный как Су-34-1). На Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова изготовили новую носовую секцию самолета, которую установили затем на модернизированный планер «спарки». Замене подверглись также воздухозаборники и мотогондолы.
Первый полет переоборудованного самолета состоялся 13 апреля 1991 г. на аэродроме ЛИИ (г. Жуковский). Машину пилотировал заслуженный летчик-испытатель А. Иванов.
Одновременно с испытаниями первого опытного самолета на заводе им. В.П. Чкалова в Новосибирске началась подготовка к серийному производству истребителя-бомбардировщика, получившего еще одно название — Су-34. В конце 1993 года завершилась сборка первого предсерийного самолета и 18 декабря Су-34 с бортовым номером «43», пилотируемый летчиками-испытателями И.В. Вотинцевым и А.И. Гайворонским, впервые поднялся в воздух. 3 марта 1994 г. он совершил беспосадочный перелет из Новосибирска в Подмосковье, на аэродром в Жуковском. Летом 1994 года эта машина впервые была публично продемонстрирована на международном авиакосмическом салоне в Париже. Она была вновь переименована и предстала перед парижанами как Су-32ФН (FN—Fighter Navy, т. е. истребитель морской).
Опыт боевого применения авиации на малых высотах был учтен создателями Су-34. Кабина экипажа этого самолета выполнена (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде броневой титановой капсулы. Аналогичную защиту получили и другие жизненно важные элементы конструкции, в частности, расходный топливный бак и двигатели. Общая масса элементов конструкционной защиты составила 1480 кг. Все это, в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су-27, обеспечило Су-34 высокую степень выживаемости в маловысотном полете над территорией, насыщенной средствами ПВО.
Еще одним элементом, повышающим боевую живучесть, явилось наличие у штурмана-оператора второго управления.
Продолжительный полет на Су-34 стал значительно более комфортабельным. Члены экипажа получили возможность вставать в кабине в полный рост, что позволяет им восстанавливать работоспособность затекших мышц, в кабине появился туалет и шкаф для подогрева пищи. Воздушная система на высоте до 10000 м поддерживает в кабине давление, соответствующее высоте 2400 м, что позволяет экипажу совершать полет без кислородных масок. Имеется мощная система кондиционирования воздуха. Все это обеспечивает высокую работоспособность летчиков в длительном, продолжительностью до 10 часов полете, еще более увеличивая боевой потенциал Су-34.
Су-34 предназначен для уничтожения наземных (надводных), в том числе и малоразмерных подвижных и стационарных объектов в тактической и оперативной глубине противника, а также воздушных целей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
В настоящее время Су-34 рассматривается как одна из наиболее приоритетных программ ВВС России. По мнению ряда специалистов, уровень БРЭО этой машины позволяет отнести ее к боевым самолетам пятого поколения.
Самолет имеет значительный потенциал дальнейшего развития. В настоящее время помимо бомбардировочной модификации ведутся работы по созданию новых вариантов Су-34, в частности — самолета разведчика и самолета РЭБ.
КОНСТРУКЦИЯ. Самолет Су-34 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с добавлением переднего горизонтального оперения (такая схема известна под названием «интегральный продольный триплан»). По сравнению с Су-27 практически без изменения сохранена форма консольных частей крыла и хвостового оперения, однако крыльевые наплывы продлены до носовой части фюзеляжа.
Носовая часть фюзеляжа, имеющая эллипсовидное сечение, удлинена для установки антенны БРЛС.
Двухместная кабина экипажа, в которой размещен летчик (слева) и штурман-оператор (справа), выполнена в виде сварной титановой броневой капсулы. Члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36МД. Катапультирование возможно на всех режимах (включая и руление).
На самолете применено новое тележечное шасси с тандемным расположением колес на основных опорах, обеспечивающее хорошую проходимость по плохо подготовленным аэродромам. Передняя стойка шасси полурычажного типа оснащена двумя колесами. Основные опоры убираются по направлению полета в ниши центроплана с разворотом тележек.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Бомбардировщик оснащен двумя ТРДДФ семейства АЛ-31Ф (2 х 7600/12500 кгс). Имеется ВСУ.
Топливная система включает три бака в фюзеляже, один — в центроплане и два — в консолях крыла. Возможна подвеска трех ПТБ емкостью по 3000 л.
Имеется система дозаправки топливом в полете методом «шланг—конус» (прием топлива может осуществляться с «танкеров» Ил-78 и Ил-78М, однотипного самолета Су-34, а также бомбардировщика Су-24М, оснащенных подвесным агрегатом УПАЗ).
ОБОРУДОВАНИЕ. Бомбардировщик оснащен пилотажно-навигационным комплексом, включающим инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средствами радионавигации. Для управления самолетом используется цифровая многоканальная СДУ. Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебаний самолета в плоскости тангажа. Система активной безопасности, внедренная на бомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полетные режимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, а также обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку.