Предыдущая Оглавление Следующая

Су-17 сыграли видную роль во время наступательной операции в провинции Фориаб в декабре 1981 г. (из 44 участвовавших в ней боевых самолетов 24 были Су-17М3). В мае 1982 г. при наступлении в долине реки Пандшер успех операции в значительной мере был обеспечен действиями разведчиков Су-17, которые в течение 10 дней отсняли 2000 км2 местности, контролируемой противником.

На заключительном этапе войны, в 1988 году, использовались и Су-17, оснащенные доработанной радиосистемой дальней навигации, обеспечивающей автоматический полет к цели на большой высоте и бомбометание по площадям. Зимой 1989 года последние советские Су-17М4 покинули афганские аэродромы. На самолетах Су-20 и Су-22М действовали афганские летчики 355-го авиаполка, базировавшегося в Баграме. Два афганских Су-22М были сбиты в 1988 году пакистанскими истребителями Р-16А вблизи афгано-пакистанской границы.

Ливийские Су-22М применялись в 80-х годах в боевых действиях в Чаде, несколько самолетов было уничтожено огнем зенитной артиллерии.

В 1982 году, к моменту начала боевых действий в Ливане, ВВС Сирии располагали истребителями-бомбардировщиками Су-20, а также одной эскадрильей Су-22М. Эти самолеты с первых дней войны активно использовались для нанесения бомбовых ударов по позициям израильских войск. 10 июня восемь Су-22М, каждый из которых был вооружен восемью бомбами ФАБ-500, нанесли удар по штабу израильских войск в Южном Ливане. Цель была уничтожена (с большими потерями для израильтян) ценой гибели семи самолетов, сбитых истребителями F-16А ВВС Израиля.

Еще одной областью применения Су-22М в Ливане стало ведение воздушной разведки (самолеты комплектовались контейнерами ККР-1).

Всего в ходе боевых действий в Ливане истребители-бомбардировщики Су-22М совместно с МиГ-23БН совершили 42 боевых вылета, уничтожив 80 танков и два батальона израильской мотопехоты (при этом потери составили семь Су-22М и 14 МиГ-23БН).

Ирак достаточно успешно применял Су-20 и Су-22 в боевых действиях против Ирана. В ходе операции «Буря в пустыне» Су-20 и Су-22М в боях не использовались, однако, по утверждению американцев, два самолета этого типа было перехвачено истребителями F-15С при попытке перелететь на территорию Ирана.

В январе-феврале 1995 г. Су-22М ВВС Перу использовались в боевых действиях на границе с Эквадором, причем эквадорские пехотинцы, вооруженные российскими ПЗРК «Игла», 10 февраля сбили два истребителя-бомбардировщика Су-22М и один штурмовик Цессна А-37В.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой геометрии, цельноповоротным вертикальным оперением и трехопорным шасси. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов.

Крыло состоит из неподвижной части и консолей, способных изменять стреловидность в пределах 30—63°. Поворот консолей обеспечивается посредством двух гидромоторов, приводящихся в действие двумя независимыми гидросистемами. Имеется специальная система синхронизации, обеспечивающая симметричную перекладку консолей. Средства механизации крыла включают закрылки на центроплане и консолях и предкрылки по передней кромке консолей.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Су-17 оснащался ТРДФ АЛ-7Ф1 (1 х9600кгс) .На Су-17М, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-20 и Су-22М4 устанавливается ТРДФ АЛ -21Ф3 (1 х 11.200 кгс), на Су-22, Су-22М, Су-22М2 и Су-22М3 — ТРДФР-29БС-300 (1x11.200 кгс).

ВООРУЖЕНИЕ. Су-17М4 имеет десять узлов подвески, на которых может размещаться боевая нагрузка общей массой до 4000 кг, в том числе УР класса «воздух—земля» с телевизионной ГСН Х-29Т, ракеты с лазерным полуактивным наведением Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л, противорадиолокационные ракеты Х-28, Х-27ПС, Х-25МП и Х-58, корректируемые бомбы с лазерным наведением КАБ-500Л, свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг, контейнеры малогабаритных грузов, подвесные пушечные установки СППУ-22, НАР различных типов (в том числе и С-25 калибром 325 мм).

Для ведения воздушного боя самолет может оснащаться двумя УР класса «воздух—воздух» с ТГС Р-60.

Для поражения наземных РЛС на Су-17М3 и Су-17М4 может подвешиваться контейнер с системой «Вьюга», обеспечивающей целеуказание для противорадиолокационных ракет.

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 10,04/13,70 м; длина самолета 18,9 м (Су-17М4 —19,02 м); высота самолета 4,97 м; площадь крыла 34,50/38,49 м2.

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная 16280 (Су-17М4 19.500), нормальная взлетная (с 1000 кг бомб) 14.280 (Су-17М4 16400), топлива во внутренних баках 2800 (Су-17М4 — 4000), топлива с учетом ПТБ 7200.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (Су-17М4). Максимальная скорость у земли 1350 км/ч; максимальная скорость на большой высоте 1900 км/ч (Су-17 - Су-17М3 — 2230 км/ч); практический потолок 15.200 м; боевой радиус действия: без ПТБ 390 км, с ПТБ 570 км; перегоночная дальность с ПТБ 2750 км; длина разбега 1050 м (Су-17М4); длина пробега 950 (Су-17М4); максимальная эксплуатационная перегрузка 7,0 g.

ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК МИГ-27

FARu9039.jpg

Истребитель-бомбардировщик, созданный на базе фронтового истребителя МиГ-23. Предназначен для нанесения ударов по неподвижным наземным целям в тылу противника в светлое время суток, а также штурмовых действий с использованием пушек, УР, НАР и свободнопадающих бомб.

Проектирование МиГ-23Б было начато в 1969 году (параллельно велись работы по созданию штурмовика на базе истребителя МиГ-21, в дальнейшем прекращенные). Первый полет опытного МиГ-23Б с ТРДФ АЛ-21Ф-3 состоялся 20 августа 1970 г. (летчик-испытатель П.М. Остапенко), серийный выпуск истребителя-бомбардировщика был начат в 1971 году (на ММЗ «Знамя труда» построено 24 самолета). Несколько позже появился МиГ-23БН — развитие МиГ-23Б с крылом истребителя МиГ-23М и ТРДФ Р-29Б-300, унифицированным с двигателем фронтового истребителя. МиГ-23БН и его модификации МиГ-23БМ и МиГ-23БК—строились на ММЗ «Знамя труда», а также переоборудовались на ремонтных заводах ВВС из ранее построенных истребителей МиГ-23 (всего было построено или переоборудовано около 450 МиГ-23БН).

Серийное производство истребителя-бомбардировщика МиГ-27 осуществлялось на Иркутском авиационном заводе в 1973—1977 гг. (построено 560 самолетов). От МиГ-23 он отличался более простыми, нерегулируемыми воздухозаборниками и пушечным вооружением, состоящим из мощного шестиствольного 30-мм орудия ГШ-6-30.

МиГ-27К и МиГ-27М, имевшие усовершенствованное БРЭО и вооружение, строились в Иркутске, соответственно, в 1977—1979 гг. (выпущено 200 самолетов) и в 1978—1983 гг. (150 самолетов).

500 МиГ-27 в 1982—1985 гг. переоборудовали в вариант МиГ-27Д (самолет, в целом, соответствовал МиГ-27М) на авиазаводе в г. Улан-Удэ.

Предыдущая Оглавление Следующая