Предыдущая Оглавление Следующая

Другим новым элементом, введенным в комплекс БРЭО штурмовика, является подвесная РЛС трехсантиметрового диапазона «Копье-25», являющаяся вариантом многоцелевой станции «Копье», установленной на истребителе МиГ-21-93. РЛС позволяет применять самолет по широкому кругу воздушных, наземных и морских целей. Информация от подвесной РЛС выводится на индикатор телевизионного типа, расположенный в правом верхнем углу приборной доски, а от телевизионной системы или подвесного тепловизора — на ИЛС. Станция имеет зону обзора ±40°, дальность обнаружения целей класса «истребитель» (ЭПР 5 м2) — 57 км. РЛС способна одновременно обнаруживать 10—12 целей и обеспечивать применение УР класса «воздух—воздух» по двум из них. Масса станции (без контейнера) 115 кг.

Еще одним вариантом подвески является контейнер с тепловизионным оборудованием.

Усовершенствованный навигационный комплекс самолета Су-25ТМ дополнен блоком спутниковой навигации А-735. Обеспечен выход на цель в автоматическом режиме с точностью до 15 м вне зависимости от дальности полета. Бортовой информационный комплекс обеспечивает возможность длительного полета на сверхмалых (до 15 м) высотах.

Усовершенствованный комплекс РЭБ, примененный на Су-25ТМ, включает встроенное и подвесное оборудование в контейнерном исполнении. В его состав входят:
— станция радиотехнической разведки, служащая для пеленгации всех типов РЛС противника, работающих в диапазоне 1,2—1,8 ГГц, а также определение наиболее опасной цели, ее координат и дальности до нее;
— малогабаритная станция активных радиотехнических помех, создающая уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие на подстилающую поверхность помехи;
— станция оптико-электронных помех «Сухогруз»;
— устройство выброса ложных целей с комплектом 192 помеховых патрона;
— авиационные ложные цели для вскрытия и дезориентации комплексов ПВО противника, БРЛС самолетов и ракет с ГСН всех типов.

ВООРУЖЕНИЕ штурмовика Су-39 размещается на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески и включает 16 сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» («Вихрь-М»), имеющих возможность поражать и воздушные цели, летящие со скоростью до 800 м/с. Самолеты могут нести УР класса «воздух—поверхность» Х-29Т с телевизионным самонаведением или Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л с лазерным наведением, а также КАБ-500КР или КАБ-500Л калибром 500 кг. В комплекс вооружения входят также противорадиолокационные УР Х-58 или Х-31П.

Самолет Су-25Т может оснащаться ракетами класса «воздух—воздух» Р-60М и Р-73 с ТГС. Су-25ТМ, кроме того, может нести ракеты класса «воздух—воздух» средней дальности с радиолокационным наведением РВВ-АЕ, а также противокорабельные ракеты Х-35.

Пушечное вооружение состоит из встроенной неподвижной установки НППУ-8 с пушкой ГШ-30 (30 мм, боекомплект 200 патронов), размещенной под фюзеляжем, а также двух-четырех подвесных пушечных установок СППУ-687 с пушкой ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов на каждую установку).

Самолет может брать на борт до восьми блоков НАР С-8 (160 ракет) или С-13 (40 ракет), до восьми НАР С-24 или С-25.

Неуправляемое бомбовое вооружение — до 32 боеприпасов калибром 100 кг или до восьми — 250 или 500 кг. Для поражения площадных целей возможна подвеска восьми КМГУ.

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 14,36 м; длина самолета(со штангой ПВД) 15,53 м; высота самолета 5,20 м; площадь крыла 30,10 м2.

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная 20.500 (Су-25Т — 19.500), нормальная взлетная 16 500, максимальная боевая нагрузка 5000 (Су-25Т — 4400), топлива во внутренних баках 3840.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 950 км/ч; радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг: у земли 400 км, на большой высоте 700 км; перегоночная дальность (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя — по 800 л) 2250 км; рабочий потолок 10 000 м; посадочная скорость 230 км/ч; длина разбега 650 м; длина пробега 750 м.

ИСТРЕБИТЕЛИ

ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-23

FARu9056.jpg

Основной истребитель советских ВВС 70-80-х годов. Работе по его созданию предшествовал большой объем исследований, в которых принимали участие Г.С. Бюшгенс, Г.В. Александров, С.М. Белоцерковский, Г.И. Загайнов и другие ведущие ученые-аэродинамики ЦАГИ. Было доказано, что за счет применения крыла изменяемой стреловидности обеспечивалось создание многорежимного боевого самолета, способного решать задачи фронтового истребителя, истребителя-перехватчика и маловысотного истребителя-бомбардировщика.

Работы по проектированию самолета МиГ-23 были начаты в 1964 году, а первый опытный самолет, «23-11/1», пилотируемый летчиком-испытателем А.В. Федотовым, впервые поднялся в воздух 9 июля 1967 г.

В 1969 году на ММЗ «Знамя труда» начался выпуск первой серийной модификации, МиГ-23С с ТРДФ Р-27. В 1972 году был создан МиГ-23М, имеющий более мощный двигатель Р-29, крыло с увеличенной хордой подвижных частей, хвостовое оперение, смещенное назад, усовершенствованное БРЭО и ракетное вооружение класса «воздух—воздух» средней дальности.

Первой экспортной модификацией стал самолет МиГ-23МС, созданный в 1973 году и имеющий более простое оборудование и вооружение. Другой экспортный вариант, МиГ-23МФ, созданный в 1977 году, мало отличался от самолета МиГ-23М.

На заводе в Иркутске был освоен выпуск учебно-боевых вариантов МиГ-23.

Появление на Западе истребителей четвертого поколения заставило ОКБ им. А.И. Микояна провести работы по улучшению маневренных характеристик МиГ-23. В 1976 г. был создан облегченный самолет МиГ-23МЛ, оснащенный усовершенствованным двигателем Р-35. Его дальнейшим развитием стали созданный в 1977 году фронтовой истребитель МиГ 23МЛА и истребитель-перехватчик ПВО МиГ-23П.

Завершил эволюцию самолетов семейства МиГ-23 фронтовой истребитель МиГ-23МЛД, созданный в 1984 году и способный совершать полет на больших углах атаки, что увеличивало маневренные характеристики. На самолете был уменьшен «боевой» угол стреловидности (технология изготовления отъемных частей крыла была полностью отработана, было выяснено что, консоли даже на уменьшенном угле стреловидности, могут «держать» эксплуатационную перегрузку 8,5 g), в корневой части крыла был сделан вихреобразуюший «запил», а на ПВД появились вихреобразующие пластины. В вариант МиГ-23МЛД до 1985 году было переоборудовано большое количество самолетов МиГ-23 других модификаций.

Предыдущая Оглавление Следующая