Предыдущая Оглавление Следующая

FARu9057.jpg

Серийное производство истребителей МиГ-23 прекращено в 1985 году. На ММЗ «Знамя труда» выпущено 4278 самолетов (включая и истребительно-бомбардировочные модификации), в Иркутске построено 769 УТС МиГ-23УБ (с учетом переоборудования в вариант МиГ-23УМ — 1020 самолетов).

В настоящее время истребители МиГ-23 последних модификаций ВВС России выведены в резерв и находятся на базах хранения. Кроме ВВС и войск ПВО СССР, самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. В ходе боев в Ливане летом 1982 года истребители МиГ-23МФ сирийских ВВС выполнили с 6 по 11 июня 52 боевых вылета и провели семь воздушных боев, сбив восемь пилотируемых самолетов израильтян (в том числе пять истребителей Локхид F-l6A) и один БПЛА BQM-34, потеряв шесть машин. Истребители МиГ-23МС уничтожили два самолета Макдоннелл-Дуглас F-4E (сирийские потери составили четыре самолета этого типа).

Во время очередного обострения положения в Ливане, зимой 1982—1983 гг. сирийские МиГ-23МЛ сбили три израильских истребителя F-15А и один F-4E, не понеся при этом потерь.

Другим театром военных действий, на котором широко применялись МиГ-23, была Ангола, куда в 1985 году было направлено 50 самолетов МиГ-23МФ и МиГ-23БН, пилотируемых кубинцами. В 1987 году над северными районами Намибии самолетами МиГ-23 был сбит один истребитель Дассо «Мираж»F.1Z2. Во второй половине 1987 года еще один самолет «Мираж»F.1CZ в воздушном бою с МиГ-23МФ получил попадание ракетой Р-60 (однако сумел вернуться на базу). Кроме того, в Анголе самолетами МиГ 23 был уничтожен истребитель ВВС ЮАР Дассо «Мираж»III и штурмовик «Импала».

Самолеты МиГ-23 различных модификаций широко использовались Ираком в войне с Ираном в 1980-1988 гг. Самолетом этого типа, вооруженным двумя управляемыми ракетами класса «воздух—поверхность», 17 мая 1987 г. был атакован и тяжело поврежден американский фрегат «Старк».

В Афганистане истребители МиГ-23МЛД советских ВВС использовались для нанесения ударов по наземным целям, а также прикрывали действия ударных самолетов в пограничных с Ираном и Пакистаном районах. Советским истребителем МиГ- 23МЛД был сбит самолет F-16А ВВС Пакистана, нарушивший воздушную границу Афганистана.

В ходе войны в районе Персидского залива зимой 1991 года истребители США F-15C, по западным данным, сбили шесть самолетов МиГ-23, пытавшихся перелететь в Иран. В свою очередь, иракские истребители МиГ-23 сбили, как минимум, один самолет противника — истребитель-бомбардировщик «Торнадо» ВВС Италии, уничтоженный над Багдадом 18 февраля 1991 г. парой МиГ-23МФ.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ МиГ-23 один из первых серийных самолетов с изменяемой геометрией крыла. Планер изготовлен из стали и алюминиевых сплавов с широким использованием сварки.

Консоли крыла имеют трапециевидную в плане форму и могут устанавливаться на угол стреловидности 16°, 45° и 72° по передней кромке. Каждая консоль имеет предкрылки, четырехсекционные закрылки и двухсекционные интерцепторы.

На самолете МиГ-23МЛД «боевой» угол стреловидности уменьшен с 45° до 33°. При достижении определенного угла атаки в диапазоне углов стреловидности 16°—33° носок крыла стал отклоняться автоматически (при скорости до 900 км/ ч (М<0,9) и угле атаки более 10° носок отклонялся на 20°).

Подфюзеляжный гребень МиГ-23 выполнен отклоняемым, при выпуске шасси его нижняя часть устанавливается в горизонтальное положение.

Тормозной парашют площадью 21 м2 размещен в основании киля.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен одним ТРДФ Р-27Ф2М-300(1 х 10.000 кгс — МиГ-23С, МиГ-23УБ), Р-29-300 (1 х 12.500 кгс — МиГ-23М, МиГ-23МС, МиГ-23МФ), Р-35-300 или Р-35Ф-300 (1 х 13.000 кгс — МиГ23МЛ, МиГ-23МЛА, МиГ-23П и МиГ-23МЛД).

ВООРУЖЕНИЕ. Имеются пушка ГШ-23Л (23 мм, 200 патронов), УР средней дальности Р-23Р и Р-24Р (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с радиолокационной полуактивной системой наведения, Р-23Т и Р-24Т (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с ТГС; две-четыре УР малой дальности Р-13М, Р-3Р или Р-3С с радиолокационной полуактивной системой наведения или ТГС; четыре—шесть УР ближнего боя Р-60 и Р-60М. В ходе модернизации возможна установка ракет Р-73 с целеуказанием от нашлемного визира.

Для поражения наземных целей самолет может оснащаться двумя УР Х-66 или X-23, НАР различных типов, свободнопадающими бомбами калибром до 500 кг общей массой до 2000 кг. В перегрузочном варианте самолета МиГ-23МЛД масса боевой нагрузки может достигать 4500 кг.

РАЗМЕРЫ (МиГ-23МЛ). Размах крыла 7,8/14,0 м; длина самолета 16,70 м; высота 5,77 м; площадь крыла: 37,35—34,16м2; диапазон изменения угла стреловидности 16°—72°.

МАССЫ, кг (МиГ-23МЛ): максимальная взлетная 17.800; нормальная взлетная 14.700; топлива во внутренних баках 3700 (МиГ-23М); пустого 10.845 (МиГ-23МФ).

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость у земли 1350 км/ч; максимальная скорость на большой высоте 2445 км/ч; посадочная скорость 240 км/ч; практический потолок 18.000 м (МиГ-23С), 15.800 (МиГ-23УБ), 17500 м (МиГ-23М), 18.500м (МиГ-23МЛ), 19.000 м (МИГ-23МЛА); скороподъемность у земли 240 м/с (МиГ-23МЛ), 230 м/с (МиГ-23МЛД); практическая дальность без ПТБ 1800 км (МиГ-23С), 1950 км (МиГ-23МЛ); перегоночная дальность с ПТБ 2820 км (МиГ23МЛ); длина разбега 500 м; длина пробега 750 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 5,0 g (МиГ-23С), 7,0 g (МиГ-23УБ), 8,0g (MиГ-23M), 8,5g (МиГ-23МЛ).

Предыдущая Оглавление Следующая