Предыдущая Оглавление Следующая

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Два ТРДДФ АЛ-31Ф (2 х 12.500 кгс). Воздухозаборники—регулируемые, с подвижным горизонтальным клином и створками подпитки на нижней поверхности. Имеется специальная опускающаяся решетка, обеспечивающая защиту двигателей от попадания посторонних предметов.

БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ. Все установленное на Су-27 БРЭО разработано и изготовлено в России (за исключением, примерно 3—4%, изготовленных на Украине и в Белоруссии). Су-27 — первый серийный отечественный самолет, оснащенный электронной системой дистанционного управления (аналоговой, с четырехкратным резервированием). Она решает следующие задачи: управление статически-неустойчивым самолетом в продольном канале; обеспечение требуемых характеристик устойчивости и управляемости в продольном, поперечном и путевом каналах; повышение аэродинамических характеристик на маневре; ограничение допустимых значений нормальной перегрузки и угла атаки; снижение аэродинамических нагрузок на планер.

БРЭО самолета Су-27 включает четыре комплекса: систему управления вооружением (СУВ), пилотажно-навигационный комплекс (ПНК), комплекс связи (КС) и бортовой комплекс обороны (БКО). Все вышеперечисленные комплексы функционально связаны между собой, являясь, тем не менее, независимыми системами.

СУВ обеспечивает ведение дальнего ракетного боя (ДРБ) против одиночных целей и группы взаимодействующих целей вне зависимости от погодных условий и времени суток, без ограничений по высотам и скоростям полета, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия, а также ведение ближнего маневренного боя с применением УР и пушек. Типовыми целями являются самолеты различных типов, крылатые ракеты и БПЛА. Ведение ДРБ обеспечивается как в одиночку, так и в составе однотипных истребителей.

В составе СУВ имеется два информационных канала — радиолокационный и теплопеленгационный. Каналы связаны между собой через ЦВМ, информация о целях, полученная любым из каналов, поступает в другой канал. При работе в составе группы однотипных истребителей каждый из них получает свой ранг, обусловленный положением самолета в группе (ведущий, ведомый, командир звена, эскадрильи, группы). При этом каждый истребитель работает на своей литере радиолокатора, на своем радиоканале межгруппового обмена, со своим пунктом управления, что исключает подавление и взаимные помехи самолетам группы. Обмен информации производится автоматически. Информационный обмен включает данные о целях, полученные по собственным информационным каналам или в результате обмена, команды на распределение целей между членами группы (целераспределение выполняют командиры, начиная со старшего). Работа СУВ автоматизирована. В зависимости от боевой ситуации она назначает ведущий канал, производит автоматический захват наиболее опасной цели, выбирает оружие, формирует команды на необходимые маневры истребителя.

В состав СУВ входит когерентный импульсно-доплеровский радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 с БРЛС Н001 «Меч», созданной НПО «Фазотрон» (диаметр антенны 1076 мм, дальность захвата цели с ЭПР 3 м2 в передней полусфере 80 км, в задней — 30-40 км). РЛПК-27 включает цифровой приемник, перестраиваемый многолитерный передатчик и ЦВМ-80, служащая для обработки сигналов. Возможны режимы с высокой и средней частотой повторения импульсов. Обеспечивается обнаружение и сопровождение воздушных целей, как в свободном пространстве, так и на фоне земли, сопровождение «на проходе» до 10 целей, опознавание и определение наиболее опасной (для самолетов более позднего выпуска — двух наиболее опасных) из сопровождаемых целей и выбор ее (их) для атаки. Управление БРЛС сконцентрировано на РУД и РУС.

Оптико-электронная прицельная станция ОЭПС-27 включает теплопеленгатор с дневным и ночным каналами, а также лазерный дальномер. Станция обеспечивает скрытность ведения воздушного боя за счет обнаружения цели по тепловому контакту, том числе (впервые в мире) в переднюю полусферу. Максимальная дальность обнаружения цели класса «истребитель» — 50 км. В состав ОЭПС входит ЦВМ, которая осуществляет, также, управление вооружением от нашлемного прицела НСЦ-27, стрельбу из пушки и применение оружия по наземным целям.

На истребителе установлена аппаратура приборного наведения по помехозащищенной линии, осуществляющей вывод на цель в директорном и автоматическом режиме по командам с наземного ПУ. На Су-27 впервые в нашей стране внедрена цифровая обработка информации и связь между системами комплекса, включая цифро-аналоговую систему автоматического управления (это позволило реализовать сложные алгоритмы командного и бортового наведения и автоматизировать практически все режимы полета, в том числе и заход на посадку с метеоминимумом 60/800 м, а также выполнить сопряжение комплекса с взаимодействующим оборудованием самолета и существенно уменьшить вес БРЭО.

В кабине истребителя используется система объединенной индикации, обеспечивающая летчика необходимой информацией на всех этапах полета. В ее состав входит коллиматорный индикатор на лобовом стекле (ИЛС), телевизионный индикатор тактической обстановки (ИПВ), ЦВМ и блок формирования символов. Вывод требуемой информации осуществляется как автоматически, так и по запросу летчика. Имеется универсальное табло, информирующее о состоянии бортовых систем самолета, а также система речевой информации об аварийных ситуациях и выдачи «подсказок»-инструкций о дальнейших действиях летчика.

Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает ручное. директорное или автоматическое управление полетом при наведении на цель в дальнем ракетном бою (при управлении от СУВ), безопасное маневрирование по краю ограничений в ближнем маневренном бою, выход на запрограммированную наземную цель, полет по маршруту, возвращение на заданные аэродром, межсамолетную навигацию. ПНК включает радиотехническую систему ближней навигации, две инерциальных курсовертикали, систему воздушных сигналов, систему автоматического управления (САУ), автоматический радиокомпас радиовысотомер малых высот и специальный цифровой вычислитель. При полете по маршруту в память вычислителя вводятся координаты восьми промежуточных пунктов маршрута, пяти радиомаяков и трех аэродромов. С целью повышения скрытности работы ПНК имеется режим «радиомолчание», а также режим направленного запроса, когда излучение осуществляется только в сторону радиомаяка.

Система дистанционного управления (СДУ) обеспечивает устойчивость самолета во всем диапазоне скоростей и высот.

Впервые в отечественной практике на самолете Су-27 установлен единый комплекс связи (КС), объединяющий две УКВ-радиостанции, КВ-радиостанцию, аппаратуру коммутации и специальную управляющую ЦВМ. Управление комплексом в полете осуществляется с объединенного пульта, а ввод исходных данных перед полетом выполняется автоматизированно, с использованием переносного запоминающего блока. КС обеспечивает ведение радиосвязи в обычном режиме между самолетами или с наземными КП, автоматический телекодовый обмен между самолетами или наземными КП, дальнюю (до 1500 км) радиосвязь на коротких волнах. При работе в группе КС обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными СУВ и ПНК по специальной циклограмме, зависящей от ранга участников обмена. По запросу наземного или воздушного КП может автоматически передаваться «формуляр полетных данных», содержащий сведения о координатах и параметр полета, запасе топлива и наличии вооружения.

В составе КС имеется два речевых информационных устройства. Одно из них воспроизводит аварийные сообщения (при этом пять наиболее аварийных сообщений могут автоматически передаваться в эфир), а второе—озвучивает поступившие с КП стандартные сообщения (набор команд летчику).

Бортовой комплекс обороны (БКО) включает станцию радиотехнической разведки и предупреждения об облучении, станцию активных помех и пиротехническое устройство постановки пассивных помех.

Станция радиотехнической разведки и предупреждения облучении «Береза» с зоной горизонтального обзора 360 градусов и обзора в вертикальной плоскости ±30° позволяет обнаруживать облучение самолета РЛС противника на дальностях, превышающих дальность обнаружения самолета, осуществлять распознавание облучающего средства при помощи банка данных, определять режим и работы (так в тексте. прим. ВВС) и степень угрозы РЛС и выдавать летчику соответствующие рекомендации.                        '

Станция активных помех, блоки которой размещены в контейнерах на крайних крыльевых узлах подвески вместо АПУ предназначена для противодействия РЛС противника, работающим в трехсантиметровом диапазоне. Для эффективного полдавления любого из существующих радиолокаторов используется 10 типов помеховых программ (шумовые, уводящие, перенацеливающие, мерцающие помехи). Станция работает в автоматическом режиме, осуществляя помеху наиболее угрожаемому средству, одновременно проверяя эффективность противодействия.

Предыдущая Оглавление Следующая