МОДЕРНИЗАЦИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ МиГ-29
Хотя ВВС России объявили в 1991 г. о прекращении закупок истребителей типа МиГ-29, в рамках программы модернизации этого самолета в середине 1990-х гг. началась разработка многоцелевого истребителя МиГ-29СМ, являвшегося дальнейшим развитием МиГ-29С ("9-13С"), а также опытной машины "9-14". В состав вооружения модернизированного истребителя были включены управляемые ракеты класса воздух-поверхность. Для отображения видовой информации от ГСН корректируемых авиабомб и ракет в систему управления вооружением вошел телевизионный канал с автономным вычислителем.
Для отработки применения управляемого оружия с телевизионным самонаведением с борта самолета МиГ-29 в 1995 г. было модернизировано два истребителя МиГ-29. Испытания по программе МиГ-29СМ были успешно завершены в 1996 г. В дальнейшем провели работы по дооснащению МиГ-29СМ противорадиолокационными ракетами X-31П. Однако отсутствие у ВВС необходимых средств не позволило приступить к полномасштабной реализации программы: МиГ-29СМ остались лишь в опытных экземплярах.
В начале 1997 г. по инициативе ОКБ им. А.И.Микояна начались работы по созданию модификации "9-17", получившей в дальнейшем обозначение МиГ-29СМТ. Идеология нового истребителя заключалась в придании МиГ-29 принципиально новых боевых качеств при резком увеличении его боевого радиуса действия.
Самолет получил новое информационно-управляющее поле кабины, усовершенствованные системы навигации и управления вооружением. В августе 1997 г. для отработки конструкции МиГ-29СМТ началось переоборудование в модернизированный вариант истребителя МиГ-29 "9-12". В дальнейшем к первому прототипу присоединились еще две машины, трансформированные из истребителей МиГ-29С. На одном из них было установлено новое приборное оборудование кабины с многофункциональными дисплеями на жидких кристаллах.
МиГ-29СМ
МиГ-29СМТ
МиГ-29М2
Одним их основных конструкционных отличий МиГ-29СМТ от самолета МиГ-29С является наличие двух дополнительных накладных фюзеляжных топливных баков на 1400 и 480 л. Кроме того, МиГ-29СМТ может нести подфюзеляжный подвесной топливный бак емкостью 1500 л, а также два подкрыльевых ПТБ по 1150 л. Истребитель оснащается и съемным конформным модулем с убираемой штангой-топливоприемником системы дозаправки в полете. В результате дальность полета МиГ-29СМТ без ПТБ возросла до 2200 км (став соизмеримой с дальностью таких самолетов, как F-15C и F-16C), а с ПТБ и одинарной дозаправкой в воздухе достигла 6500 км. Стало возможным ведение воздушного боя на удалении 1550 км, а поражение наземных целей - на дальности более 1100 км от аэродрома базирования.
Переход на эксплуатацию по состоянию позволит отказаться от дорогостоящих капитальных ремонтов. По оценкам, стоимость одного самолета МиГ-29СМТ будет в 1,25 раза больше стоимости истребителя МиГ-29СМ, в то же время стоимость эксплуатации последнего будет составлять всего 60% от стоимости эксплуатации предшественника, а по критерию "стоимость-эффективность" МиГ-29СМТ превзойдет МИГ-29СМ в 3,3 раза.
29 ноября 1997 г. прототип МиГ-29СМТ выполнил свой первый полет. Несмотря на то, что работы по модернизации парка самолетов МиГ-29 по ряду объективных и субъективных причин затянулись, ВВС и АВПК намерены в ближайшее время приступить к доработкам "МиГов".
Исследуются пути дальнейшего совершенствования самолета МиГ-29. В частности, за счет формирования в наплывной части крыла новых топливных баков суммарное количество топлива (без учета ПТБ) может быть доведено до 5600 кг, что позволит достичь практической дальности 2500 км (а при подвеске трех ПТБ - до 3700 км).
В ходе более глубокой модернизации на МиГ-29СМТ возможно применение новой отъемной части крыла, разработанной для самолета МиГ-29М и имеющей четыре, а не три точки внешней подвески. Это позволит довести максимальную боевую нагрузку до 5500 кг.
По требованию заказчика возможно снижение примерно на порядок радиолокационной заметности машины (что достигается за счет нанесения на "светящиеся" участки планера специальных радиопоглощающих покрытий). В результате дальность обнаружения МиГ-29СМТ радиолокационными средствами противника снижается приблизительно в два раза. Разработана технология нанесения радиопоглощающих покрытий в аэродромных условиях.