МиГ-29УБТ получил два накладных топливных бака, позволивших значительно улучшить характеристики дальности.
Многоцелевой самолет МиГ-29УБТ обеспечивает выполнение специальных боевых задач на большом удалении от линии фронта, в том числе и на предельно малой высоте. По оценкам специалистов, его боевая эффективность должна превысить соответствующий показатель МиГ-29УБ в 6,5 раза при действии по воздушным целям и в 8,0 раз - по земле. При этом стоимость доработки одного самолета МиГ-29УБ в вариант МиГ-29УБТ составляет лишь 30% от стоимости нового серийного самолета.
МиГ-31
ДАЛЬНИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31
РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 13,46 м; длина самолета - 22,69 м; высота самолета - 6,15 м; площадь крыла -61,60 м2.
МАССЫ, кг. Пустого самолета 21820, нормальная взлетная 36800, максимальная взлетная без ПТБ 41000, с двумя ПТБ - 45500, топлива во внутренних баках - 15500, максимальная боевая нагрузка - 3000 (МиГ-31 и МиГ-31Б).
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Два ТРДДФ Д-30Ф-6 (2x9500/15500 кгс).
Внутренний запас топлива - 16350 кг. На внешние подкрыльевые узлы могут дополнительно подвешиваться два ПТБ по 2500 л.
Самолеты МиГ-31ДЗ и более поздние модификации оснащаются убирающейся Г-образной штангой-топливоприемником системы дозаправки в полете.
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 3000 км/ч (М=2,83); максимальная скорость на малой высоте 1500 км/ч; крейсерское число М=2,35; практический потолок -20600 м; практическая дальность полета с ПТБ - 3020 км; перегоночная дальность с ПТБ без вооружения - 3300 км, боевой радиус действия с четырьмя УР типа Р-33: при М=2,35 - 720 км, при М=0,85 - 1200 км, при М=0,85 с ПТБ -1450, при М=0,85, с ПТБ и одной дозаправкой в воздухе - 2200 км; длина разбега - 1200 м; длина пробега - 800 м; максимальная эксплуатационная перегрузка - 5,0.
ОБОРУДОВАНИЕ. Основу системы управления вооружением самолета составляет радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой "Заслон". 10 целей одновременно принимаются на автоматическое сопровождение, обеспечивается одновременный пуск четырех УР Р-33 (Р-33С) по различным целям, находящимся на большом удалении одна от другой.
Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП.
Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800-900 км.
ВООРУЖЕНИЕ. Основным вариантом вооружения самолета являются четыре ракеты большой дальности Р-33С, размещаемые конформно под фюзеляжем. Под крылом предусмотрена подвеска ракет средней дальности Р-40ТД (две) или малой дальности Р-60М (четыре).
МиГ-31БМ может оснащаться УР Р-33С и Р-37 (четыре под фюзеляжем) и РВВ-АЕ (четыре под крылом), а также перспективными ракетами класса воздух-воздух. Для решения ударных задач модернизированный самолет должен нести до шести противорадиолокационных ракет Х-31П, до шести ПКР X-31А, до двух тактических КР Х-59М, до трех КАБ-1500 или до восьми КАБ-500.
Имеется встроенная пушечная установка с шестиствольной пушкой ГШ-6-23М (23 мм) с боекомплектом 260 патронов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Рекомендации ЦАГИ по модернизированному перехватчику МиГ-25 с комплексом "Заслон" (в состав которого входила БРЛС с фазированной антенной решеткой) были выданы в 1968 г., а в 1972 г. в ОКБ им. А.И. Микояна начались полномасштабные работы по созданию машины. Расширение требований к самолету обусловило увеличение его экипажа до двух человек (был введен штурман-оператор).
16 сентября 1975 г. состоялся первый полет МиГ-25МП, а в 1979 г. в г. Горьком был развернут серийный выпуск перехватчика, получившего новое обозначение - МиГ-31 (машина официально была принята на вооружение в 1981 г.).
В конце 1980-х гг. начался серийный выпуск варианта МиГ-31ДЗ, оснащенного убираемой штангой топливоприемника системы дозаправки в полете и имеющего ряд других усовершенствований (построено более 100 самолетов).
С конца 1990 г. в Нижнем Новгороде приступили к серийному выпуску модернизированного самолета МиГ-31Б с усовершенствованными комплексами вооружения, навигации и связи. В частности, данные об обнаруженных истребителем целях теперь могли в автоматическом режиме передаваться наземным средствам ПВО для обеспечения стрельбы ЗРК.
Серийный выпуск МиГ-31Б завершился в 1994 г., построено несколько десятков самолетов этого типа, официально принятых на вооружение российских ВВС 25 октября 1999 г. А всего до 1994 г. выпущено более 500 МиГ-31 различных модификаций.
В составе ВВС России к началу 2000-х годов имелось около 300 истребителей типа МиГ-31. Самолеты МиГ-31 и МиГ-31ДЗ на авиаремонтных предприятиях ВВС дорабатываются до уровня МиГ-31Б (МиГ-31БС). Еще около 30 МиГ-31 несут службу в составе ВВС Казахстана.
С 1984 г. ОКБ им. А.И. Микояна вело работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-31. Самолет МиГ-31М оснащен усовершенствованными двигателями Д-30Ф6М (2x16500 кгс) и новым комплексом "Заслон-М", способным одновременно сопровождать до 24 целей и наводить ракеты на шесть из них. Вооружение МиГ-31М включает шесть УР большой дальности Р-33С или Р-37 под фюзеляжем, а также четыре ракеты средней дальности РВВ-АЕ под крылом. Первый полет опытного МиГ-31М состоялся 21 декабря 1985 г. В Горьком (Нижнем Новгороде) построено несколько опытных самолетов этого типа, однако на вооружение МиГ-31М так и не поступил из-за отсутствия необходимого финансирования.