Предыдущая Оглавление Следующая

Многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ), предназначался для борьбы как с воздушными, так и наземными целями (что отличало МФИ от американского аналога, предназначенного для решения чисто истребительных задач).

Разработка нового истребителя началась в ОКБ им. А.И. Микояна. В 1983 г. была утверждена Комплексная целевая программа работ по самолету, силовой установке, БРЭО и вооружению, а также тактико-техническое задание ВВС и ПВО. В 1987 г. состоялась защита аванпроекта, а в 1991 г. - эскизного проекта самолета. Основными его особенностями должны были стать:
—    сверхманевренность;
—    способность к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме;
—    малая радиолокационная и тепловая заметность;
—    укороченные взлетно-посадочные дистанции;
—    значительное сокращение стоимости летного часа, количества технического состава, объема и веса нестандартного оборудования, требующегося для обслуживания самолета;
—    высокая степень интеграции бортовых систем;
—    новая архитектура комплекса БРЭО;
—    многоканальная многодиапазонная помехозащищенная информационная система с большими дальностями обнаружения целей;
—    информационно-управляющее поле кабины с расширенной электронной индикацией, обеспечивающей интерактивную работу с комплексом БРЭО;
—    высокоточное оружие класса воздух-воздух и воздух-поверхность нового поколения.

Самолет должен был иметь двигатели нового поколения. Предусматривалось широкое применение новых материалов и технологических процессов. По новому программному принципу строилась и организация работ по созданию машины пятого поколения. Тесно увязывалось в единое цело создание собственно самолета, двигателя, комплекса бортового оборудования, ракетного вооружения. Предполагалось, что новые высокие технологии, родившиеся в ходе реализации программы МФИ, станут базовыми при создании других летательных аппаратов как военного, так и гражданского назначения.

Отработанная с участием специалистов ЦАГИ оригинальная аэродинамическая компоновка обеспечивала перспективному истребителю высокие маневренные характеристики как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скоростях, сочетающиеся со сверхзвуковой крейсерской скоростью и малой радиолокационной заметностью.

В 1988 г. вышли тактико-технические требования ВВС на самолет МФИ, а в 1989 г. был выпущен полный комплект рабочих чертежей МФИ, что позволило начать постройку первой опытной (летно-демонстрационной) машины, получившей заводской индекс "1.44". Серийное производство МФИ было решено организовать на Нижегородском авиационном производственном объединении "Сокол", которое было задействовано и в постройке опытных самолетов, а также самолетов для статиспытаний.

Первоначально работы по программе шли быстрыми темпами, не уступая или даже опережая по срокам работы над американскими аналогами - Локхид YF-22 и Нортроп YF-23, создававшимися в рамках программы ATF. Однако экономическая и политическая ситуация в стране, сложившаяся в начале 1990-х годов, привела к замедлению хода реализации программы. Тем не менее в начале 1994 г. летно-демонстрационный самолет "1.44" был доставлен в ЛИИ им. Громова (г. Жуковский) для проведения летных испытаний. В декабре того же года машина, управляемая летчиком-испытателем Романом Таскаевым, совершила первую скоростную рулежку с отрывом передней опоры шасси. Но в дальнейшем из-за отсутствия финансирования работы по программе были практически заморожены. Лишь в 1998 г. удалось найти средства для возобновления испытаний.

Первый полет "1.44" состоялся 29 февраля 2000 г. на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова в г. Жуковском. Самолет пилотировал летчик-испытатель Герой России В. Горбунов. Истребитель МФИ создавался как противовес самолетам Локхид-Мартин F-22A "Рэптор" (ATF), Еврофайтер EF2000 "Тайфун" и Дассо "Рафаль". По оценкам специалистов НИИ ВВС, российский истребитель должен был превосходить лучший зарубежный аналог - F-22A - по летно-техническим и пилотажным характеристикам, а также по совокупной боевой эффективности.

Развал Советского Союза, прекращение открытого противостояния с Западом (а следовательно, и снижение угрозы "большой" войны), а также экономические трудности, переживаемые Россией на протяжении последнего десятилетия минувшего века, привели к пересмотру планов переоснащения ВВС новой авиационной техникой. Однако до конца 1990-х МФИ по прежнему рассматривался Военно-воздушными силами как перспективная боевая машина, которая, несмотря на финансовые трудности, все же "найдет свое место в Военно-воздушных силах России", впрочем, не ранее 2010 г.

Такое положение не выглядело слишком трагическим на фоне перманентных затяжек сроков реализации программы американского соперника - F-22А (достижение этой машиной первоначальной боеготовности официально ожидается в декабря 2005 г., однако по прогнозам аналитиков, этот рубеж может отодвинуться еще на год-полтора). В то же время следует иметь в виду, что американская машина идет на смену самолетам F-15C "Игл", фактически уже исчерпавшим свой модернизационный потенциал, тогда как российский многофункциональный фронтовой истребитель пятого поколения призван был заменить более совершенные Су-27, которые в начале 2000-х годов должны пройти многоэтапную модернизацию, приближающую их боевые возможности к уровню истребителей пятого поколения. Программа летных испытаний этой машины продолжается.

FaRu3037.jpg

Су-27

ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК СУ-27

РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 14,7 м; длина самолета (без штанги ПВД) - 21,94 м; высота самолета - 5,93 м (Су-27УБ - 6,36 м); площадь крыла - 62,04 м2.

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг. Нормальная взлетная 23000 (с неполной заправкой топлива в конфигурации истребителя завоевания господства в воздухе, Су-27УБ - 24000), максимальная взлетная 28000 (Су-27УБ - 30500), пустого 16300 (Су-27УБ - 17500), топлива во внутренних баках 9400, максимальная боевая нагрузка 4000.

Предыдущая Оглавление Следующая