Предыдущая Оглавление Следующая

Планер выполнен с широким использованием крупногабаритных конструкций из композиционных материалов на основе углепластика и полимеров, а также алюминиево-литиевых сплавов, новых марок высокопрочных нержавеющих сталей, а также титановых сплавов.

Широко применены средства снижения радиолокационной и тепловой заметности. Носовая часть фюзеляжа имеет сечение, близкое к эллиптическому. Ряд поверхностей имеет оребрение, обеспечивающее снижение ЭПР.

Крыло с пространственной деформацией имеет треугольную в плане форму. Оно оснащено двухсекционным отклоняемым носком, закрылком и элеронами. На задней части крыла размещено двухкилевое вертикальное оперение с рулями направления (кили относительно малой площади имеют наклон во внешнюю сторону, что способствует снижению радиолокационной заметности) и подкрыльевые гребни, являющиеся продолжением основного вертикального оперения.

Переднее горизонтальное оперение - треугольной в плане формы, цельноповоротное. На его носке имеется вихреобразующий "клык".

В хвостовой части самолета, между основаниями килей и соплами двигателей, размещено две дополнительных поверхности управления, использующиеся как рули высоты.

Летчик размещается в катапультном кресле изменяемой геометрии, разработанном НПП "Звезда" под руководством Г.И. Северина. В сочетании с новым противоперегрузочным костюмом это значительно повышает работоспособность летчика при ведении маневренного боя с высокими перегрузками.

Фонарь самолета - двухсекционный, по конфигурации близкий фонарю истребителя МиГ-29.

Шасси самолета - трехопорное, убирающееся в фюзеляж. Основные опоры имеют по одному колесу большого диаметра, передняя опора - духколесная. Допускается возможность взлета самолета с быстросборного трамплина, что позволяет эксплуатировать МФИ с коротких взлетных полос (в частности, участков ВПП, уцелевших после налета авиации противника).

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями "двадцатитонного" класса тяги, установленными в хвостовой части фюзеляжа и имеющими систему управления вектором тяги. Двигатель спроектирован с учетом возможности длительного полета на сверхзвуковом крейсерском режиме (М=1,5-1,6) без форсажа. Осесимметричные управляемые сопла двигателей могут отклоняться на углы ±15° в вертикальной плоскости и на ±8° - в горизонтальной.

Воздухозаборник подфюзеляжный, с управляемым входом и вертикальным клином торможения. По сообщениям печати, каналы S-образной формы имеют радиопоглощающую облицовку, что обеспечивает экранирование лопаток компрессоров двигателей.

БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Управление самолетом (в том числе и посредством системы УВТ двигателей) осуществляется при помощи цифровой комплексной системы КСУ-142. Система создана фирмой "Авионика". Она обеспечивает координированное управление большим количеством подвижных аэродинамических поверхностей и вектором тяги двигателей. Использование комплексной системы управления позволило отказаться от аэродинамических тормозов, функции которых выполняют другие поверхности управления.

Бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования строится как иерархическая система, объединяемая мультиплексными каналами обмена информацией и "руководимая" бортовой автоматической системой управления (БАСУ), основой которой являются сверхбыстродействующие вычислительные машины, обладающие большим объемом памяти.

Основу бортового комплекса управления вооружением составляет импульсно-доплеровская многофункциональная БРЛС пятого поколения с фазированной антенной решеткой. Станция обеспечивает увеличенные возможности ведения дальнего воздушного боя вне визуального контакта с противником. Возможна одновременная атака 20 воздушных целей.

Кабина оснащена современной системой индикации. Летчик по своему желанию может выбирать необходимый объем и вид представления информации на многофункциональных электронных индикаторах.

В состав кабинного оборудования планировалось включить специальное бортовое устройство оценки физического состояния летчика КСЛ. Оно не только информирует летчика о выходе на запредельные для его организма уровни перегрузки, но и осуществит автоматический увод самолета на безопасный режим при потере летчиком сознания.

ВООРУЖЕНИЕ. Самолет должен был нести перспективные ракеты малой, средней и большой дальности класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", малой, средней и большой дальности, реализующие принцип "запустил-забыл" и размещенные на внешних и внутрифюзеляжных узлах подвески.

Для ведения ближнего маневренного воздушного боя и поражения наземных целей истребитель оснащен усовершенствованной встроенной 30-миллиметровой пушкой.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

В 1981 г. ЦАГИ были выданы рекомендации по самолету, выполненному по схеме "утка" с треугольным адаптивным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и сверхзвуковых режимах, а также полет на закритических углах атаки. Предполагалось, что новый самолет будет являться противовесом американскому истребителю пятого поколения ATF, разработка которого в США началась приблизительно в это же время.

FaRu3036.jpg

Предыдущая Оглавление Следующая