Ведутся работы по созданию для модернизированного самолета Су-27 более мощного варианта ТРДДФ АЛ-31Ф. В 2003 г. МО России подготовило техническое задание на модернизацию двигателя АЛ-31Ф. На первом этапе максимальная тяга ТРДДФ будет доведена до 13300 кгс. В дальнейшем возможно ее увеличение до 14000-15000 кгс. Модернизированный истребитель получит штангу топливоприемника системы дозаправки в воздухе.
Для поставок на экспорт (Китай, Вьетнам) создан вариант Су-27СК. К началу текущего десятилетия ВВС России имели около 400 самолетов Су-27 и Су-27УБ. Еще около 60 Су-27 находилось в составе Военно-воздушных сил Украины и 23 (в том числе четыре Су-27УБ) - Белоруссии. 14 самолетов до конца 1999 г. были переданы Россией Казахстану (планируется поставка еще 12 машин). Около 30 Су-27 осталось после распада СССР в Узбекистане (вероятно, большинство из них в настоящее время небоеспособно). ВВС Китая к 2000 г. располагали 38 самолетами Су-27СК и 10 Су-27УБК, закупленными двумя партиями в 1991-96 гг. Кроме того, была приобретена лицензия на выпуск 200 самолетов этого типа в КНР на авиазаводе в Шеньяне. Первый "Су" китайской сборки с использованием российских комплектующих совершил первый полет в ноябре 1998 г. (Су-27 в ВВС КНР присвоено обозначение J-11). ВВС Вьетнама располагают семью истребителями Су-27СК и пятью УБС Су-27УБК. В 1998 г. четыре истребителя Су-27, ранее находившихся на вооружении российских ВВС, приобрела Эфиопия.
На базе истребителя Су-27 был разработан его двухместный учебно-боевой вариант Су-27УБ.
Су-30
ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК (САМОЛЕТ УПРАВЛЕНИЯ) СУ-30
РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 14,70 м; длина самолета (без штанги ПВД) -21,94 м; высота самолета - 6,36 м; площадь крыла - 62,04 м2.
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг. Нормальная взлетная - 24700, максимальная взлетная - 33000, топлива во внутренних баках - 9400, боевая нагрузка - 1400 (Су-30К - 8000).
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Два ТРДДФ АЛ-31Ф (2x12500 кгс). Имеется убирающийся топливоприемник системы дозаправки топливом в полете.
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 2125 км/ч; максимальная скорость у земли 1350 км/ч; максимальная скороподъемность 230 м/ с; практический потолок - 17500 м; практическая дальность полета (без ПТБ): у земли - 1270 км, на высоте -3000 км, с одной дозаправкой в воздухе - 5200 км; длина разбега - 550 м; длина пробега - 750 м; максимальная эксплуатационная перегрузка - 9,0.
ЭКИПАЖ - два человека. Размещены по схеме тандем в катапультных креслах К-36КД. По сравнению с Су-27УБ улучшен уровень комфорта в кабине. Установлены контейнеры для подогрева пищи, термоса и индивидуальные санитарные устройства.
ОБОРУДОВАНИЕ. В состав бортового информационного комплекса входит БРЛС Н001, способная обеспечивать сопровождение на проходе 10 воздушных целей и одновременный обстрел двух целей. Имеется оптико-электронная локационная система, включающая теплопеленгатор и лазерный дальномер.
Самолет оснащен аппаратурой приборного наведения по помехозащищенной линии, осуществляющей вывод на цель в директорном или автоматическом режиме по командам с наземного ПУ.
В задней кабине размещен широкоформатный монохромный телевизионный индикатор тактической обстановки, обеспечивающий возможность наведения истребителей других типов на воздушные цели.
Экспортный вариант Су-30К, поставленный ВВС Индии, оснащен приемником спутниковой навигационной системы А-737, способным взаимодействовать с российскими ИСЗ ГЛОНАСС и американскими NAVSTAR.
ВООРУЖЕНИЕ. Самолет оснащен встроенной 30-миллиметровой пушкой ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов, установленной в наплыве крыла справа. Сбрасываемое вооружение общей массой до 8000 кг размещено на 12 узлах внешней подвески (восьми подкрыльевых и четырех подфюзеляжных).
Для действия по воздушным целям самолет может нести до восьми УР средней дальности Р-27Р или Р-27ЭР с радиолокационной полуактивной системой самонаведения, две Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС. Для ведения ближнего воздушного боя вооружение истребителя может включать шесть УР Р-73 с ТГС.
Неуправляемое вооружение класса воздух-поверхность на самолете Су-30МК представлено свободнопадающими бомбами массой по 500 кг (до 10 единиц) или 250 кг (31 единица), контейнеры КМГ-У (до семи единиц) или до шести блоков НАР С-13 и С-8 (30 122-миллиметровых или 120 80-миллиметровых ракет соответственно). Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Работы по программе двухместного дальнего истребителя-перехватчика для авиации ПВО на базе учебно-боевого самолета начались в 1986 г. По сравнению с Су-27УБ новый истребитель должен был иметь систему дозаправки в воздухе, а также усовершенствованное БРЭО. К работам по созданию нового самолета ПВО и подготовке его серийного производства было подключено Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО). В 1988 г. началось переоборудование в боевой вариант двух серийных Су-27УБ. 31 декабря 1989 г. первый из них поднялся в воздух, а 14 апреля 1992 г. совершил первый полет серийный истребитель-перехватчик Су-30.
Самолет предназначен для управления боевыми действиями, прикрытия особо важных объектов в режиме длительного патрулирования, а также использования в качестве учебно-тренировочного.
Су-30 способен совершать многочасовые (более 10 часов) патрульные полеты с неоднократной дозаправкой в воздухе; использоваться в качестве лидера группы с сохранением возможности самостоятельного участия в воздушном бою; управлять действиями самолетов в объединенных группах. Внешне он отличается от учебно-боевого Су-27УБ наличием убираемой штанги топливоприемника по левому борту и смещенным вправо обтекателем оптической головки оптиколокационной станции (по типу корабельного истребителя Су-27К; это несколько улучшило обзор вперед-вниз).