Су-30
Оснащение задней кабины истребителя индикатором тактической обстановки в сочетании с наличием другого оборудования связи и наведения превращает Су-30 из "чистого" перехватчика в своеобразный боевой самолет управления ("командирский истребитель"), способный наводить на цели другие истребители Су-30 или Су-27, действующие в группе.
В конце 1990-х гг. 18 самолетов Су-30 в экспортном варианте (Су-30К) поставлены ВВС Индии.
Дальнейшим развитием направления Су-30 стали экспортные многофункциональные двухместные истребители Су-30МКИ и Су-30МКК, строящиеся серийно. Научно-технический и конструкторский задел, полученный при создании этих самолетов, использован в ходе работ по модернизации строевых Су-27, Су-27УБ и Су-30 российских ВВС.
Су-35
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-35
РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 14,70 м; длина самолета - 22,18 м; высота самолета - 6,43 м; площадь крыла - 62,04 м2.
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг. Нормальная взлетная - 25700, максимальная взлетная - 38500, топлива во внутренних баках - 10250, максимальная боевая нагрузка - 8000.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Два ТРДДФ АЛ-31Ф (2x12500 кгс). На опытном самолете Т10М-11 (известном также под обозначением "Су-37") установлены двигатели АЛ-31ФУ (2x12500 кгс) с системой У ВТ по каналу тангажа. Осесимметричное управляемое сопло отклоняется на угол +/-15° в вертикальной плоскости
Серийные истребители предполагается оснастить двигателями с УВТ АЛ-31ФП, а в дальнейшем - усовершенствованными двигателями с увеличенной до 14000 кгс тягой.
Имеется убирающаяся штанга топливоприемника (обеспечивая возможность дозаправки как от отечественных самолетов, так и самолетов-заправщиков, соответствующих стандартам НАТО). Под крылом возможна подвеска двух ПТБ емкостью по 2000 л.
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 2500 км/м (М=2,35); максимальная скорость у земли 1400 км/ч; практический потолок -17200 м; практическая дальность без ПТБ: на большой высоте - 3200 км; на малой высоте - 1400 км; перегоночная дальность с одной дозаправкой в воздухе 6300 км; длина разбега 750 м; длина пробега 600 м.
ЭКИПАЖ - 1 человек. Для облегчения переносимости больших перегрузок, возникающих в ходе ведения маневренного воздушного боя, спинка катапультного кресла наклонена на 30°.
ОБОРУДОВАНИЕ. БРЭО самолета построено по принципу "открытой архитектуры", что позволяет производить дальнейшее наращивание его возможностей. Оно включает системы, использующие элементы искусственного интеллекта.
Пилотажный прицельно-навигационный комплекс, включающий системы автоматического и дистанционного управления (САУ и СДУ), позволяет истребителю выполнять полеты в простых и сложных метеоусловиях, вне зависимости от времени суток. Его основу составляют инерциальная курсовая система и радиосистемы ближней и дальней навигации (включая спутниковую навигацию). САУ обеспечивает на основе информации, поступающей от навигационной системы, выполнять полет по маршруту с облетом запрограммированных промежуточных пунктов, выход на цель, возврат на свой аэродром, предпосадочный маневр и заход на посадку. По данным, поступающим от системы управления оружием и системы командного наведения, она выполняет наведение на цель с последующей атакой.
Самолет оснащен четырехканальной резервируемой СДУ, частью которой является ограничитель предельных режимов, который предотвращает выход летательного аппарата на режимы сваливания посредством резкого увеличения загрузки ручки управления (это позволяет летчику эффективно управлять самолетом в маневренном воздушном бою, не опасаясь выйти за предельные режимы).
Су-27М имеет автоматическую помехозащищенную систему обмена данными, позволяющую координировать боевые действия нескольких групп истребителей.
Комплексная система РЭП включает станцию радиотехнической разведки нового поколения с расширенным диапазоном рабочих частот и возможностью перепрограммирования, средства активной постановки помех контейнерного типа (два контейнера на торцах крыла), а также отстреливаемые радиолокационные и ИК-ловушки.
Для самолета Су-27М была разработана импульсно-доплеровская БРЛС со щелевой антенной Н011, имеющая увеличенную дальность обнаружения воздушных целей (в ходе испытаний станции самолеты Су-27 обнаруживались на удалении более 330 км). Серийные самолеты предполагается оснастить усовершенствованными с фазированной антенной решеткой (способна одновременно обнаруживать до 24 целей и обеспечивать одновременный обстрел шести-восьми из них). В хвостовой части фюзеляжа предусмотрена установка радиолокационной станции заднего обзора.
Оптико-электронная прицельная система истребителя включает тепловизор, совмещенный с лазерным дальномером-целеуказателем. Обеспечивается обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение одновременно нескольких воздушных целей на большой дальности. Оптико-локационная система объединена с БРЛС и усовершенствованным нашлемным прицелом летчика в единый комплекс. В перспективе возможно использование нашлемного прицела-индикатора.