Предыдущая Оглавление Следующая

FaRu3048.jpg

Як-130

УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130

РАЗМЕРЫ. Размах крыла - 9,72 м; длина самолета - 11,49 м; высота самолета - 4,76 м; площадь крыла - 23,52 м2.

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: пустого - 4600, максимальная взлетная: в варианте УТС - 6500, в боевом варианте 9500, топлива во внутренних баках -1750, вооружения на внешних узлах подвески - 3000.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. На самолете Як-130Д установлено два ТРДД Поважске Строярне DV-2S (2x2200 кгс). На серийных самолетах будут использоваться российско-украинские двигатели АИ-222-25 (2x2500 кгс). На машинах, предназначенных на экспорт, возможно применение усовершенствованного варианта DV-2 с тягой, увеличенной до 2500 кгс (следует отметить, что российско-украинский и словацкий двигатели являются полностью взаимозаменяемыми).

На воздушных входах имеется специальная система защиты, предохраняющая двигатели от попадания посторонних предметов при движении по земле.

Топливо размещается в двух крыльевых и одном фюзеляжном топливных баках. Возможна подвеска двух крыльевых ПТБ.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 1060 км/ч; практический потолок 13000 м; практическая дальность (без ПТБ) - 2000 км; перегоночная дальность - 2550 км; боевой радиус действия: по переменному профилю с 1,5 т нагрузки - 500 км, по высотному профилю с 1 т нагрузки - 890 км, длина разбега - 340 м; длина пробега - 550 м; максимальная эксплуатационная перегрузка - +8/-3.

ЭКИПАЖ, состоящий из двух человек, размещается в двухместной кабине по схеме тандем на катапультных креслах "Звезда" К-36ЛТ3,5.

ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет оснащен автоматизированной системой управления полетом и учебно-боевыми задачами (АСУ П-УБД). Ядром АСУ является бортовая вычислительная система, построенная в виде двухмашинного контура с мультиплексными каналами информационного обмена по ГОСТ-1553, вычислители которого связаны параллельным межмашинным каналом для поддержки функций резервирования задач САУ. Система позволяет решать следующие задачи:
-  навигация;
-  оптические методы прицеливания;
-  управление системой отображения информации;
-  автоматизированный контроль.

Бортовая система управления режимами боевого применения обеспечивает ренальное боевое применение или имитирует его в условиях полета:
-  воздушный бой с применением УР класса "воздух-воздух" ближнего боя;
-  атаку наземных целей с пуском ракет класса "воздух-поверхность";
-  применение средств бортового комплекса обороны.

Комплекс навигационного оборудования включает инерциально-спутниковую систему (построенную с применением лазерных гироскопов).

Як-130 имеет цифровую четырехканальную электродистанционную систему управления, созданную МНПК "Авионика". К особенностям системы управления (что задавалось требованиями ВВС) относится возможность ее перепрограммирования. Это позволяет имитировать индивидуальные особенности пилотирования истребителей различных типов.

Информационно-управляющее поле кабин УБС Як-130 выполнено с использованием многофункциональных цветных жидкокристаллических индикаторов (МФИ) форматом 6x8 дюймов. По три таких индикатора размещены в каждой кабине. Резервная группа электромеханических приборов отсутствует. Член экипажа, размещенный в передней кабине, получил также возможность пользоваться нашлемным прицелом-индикатором.

ВООРУЖЕНИЕ. На девяти узлах внешней подвески возможно размещение свободнопадающих авиабомб калибром 250 или 500 кг, КАБ-500, УР класса воздух-поверхность Х-25МЛ (на экспортном варианте допускается подвеска ракет AGM-65 "Мейврик"), блоки с НАР.

Вооружение класса воздух-воздух включает ракеты ближнего боя с ТГС Р-73 (на экспортном варианте также AIM-9L "Сайдуиндер" или "Мажик"2) и ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ.

На подфюзеляжном узле подвески возможно размещение подвесной пушечной установки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. В 1991 г. по тактико-техническим требованиям ВВС в рамках новой "двухтактной" схемы подготовки летчиков фронтовой авиации (первый "такт" - профессиональный отбор и подготовка на поршневом самолете первоначального обучения, второй "такт" - основная подготовка на реактивном дозвуковом учебно-тренировочном самолете) началась разработка УТС Як-130.

Работы велись в рамках конкурса, в котором на первом этапе участвовали, также, фирмы Мясищева (проект М-200), Сухого (сверхзвуковой однодвигательный С.54) и Микояна (МиГ-АТ).

Проект Як-130 отличался совершенной аэродинамикой и высокой (порядка 0,85) тяговооруженностью. Силовая установка Як-130 включала два российско-словацких двигателя РД-35 (на базе словацкого Поважске Строярне DV-2S) тягой по 2200 кгс, создаваемого в рамках российско-словацкого межправительственного соглашения.

Принципиальным отличием нового УТС от предшественников являлась т.н. "стеклянная кабина" - информационно-управляющее поле, построенное с использованием многофункциональных экранных индикаторов. Подобные кабины должны были стать непременным атрибутом модернизированных самолетов поколения "4+".

В 1994-95 гг. завершила работу первая конкурсная комиссия, отдавшая предпочтение самолетам Як-130 и МиГ-АТ. Летно-демонстрационный самолет Як-130Д впервые поднялся в воздух 25 апреля 1996 г. В ходе испытаний он показал высокие летные характеристики, в частности - способность выполнять управляемый полет с углом атаки, равным 42 град., что является сегодня своеобразным мировым рекордом для самолетов данного класса.

Предыдущая Оглавление Следующая