Оглавление Следующая

ВЕЛИКИЕ ПЕРЕЛЕТЫ НА ВЕРТОЛЕТАХ

Евгений РУЖИЦКИЙ

HelGr001.jpg

Совершить полет вокруг земного шара было заветной мечтой нескольких поколений авиаторов. О таком перелете мечтал еще известный советский летчик В.П.Чкалов; многим известно его крылатое выражение: "махнуть вокруг шарика". Первый кругосветный перелет был выполнен еще в 1924 г. на однодвигательных двухместных самолетах Дуглас "Уорлд Крузер" за 175 дней (с 6 апреля по 28 сентября) , из которых только 66 были заняты перелетом, общая протяженность которого составила 42398 км, а продолжительность 363 ч 7 мин летного времени (средняя скорость при перелете составила 116 км/ч). Для выполнения первого кругосветного перелета в одиночку, который был совершен через 9 лет, в 1939 г., потребовалась всего неделя. 15-22 июля он был совершен американским пилотом Уайли Постом на пассажирском самолете Локхид "Вега" по маршруту Нью-Йорк - Берлин - Москва - Новосибирск - Иркутск - Хабаровск - Фэрбенкс - Нью-Йорк общей протяженностью 25099 км за 187 ч со средней скоростью 133 км/ч.

Первый беспосадочный кругосветный перелет был совершен через 16 лет в 1949 г. в разгар "холодной войны" на стратегическом бомбардировщике Боинг В-50А. Он проходил с четырьмя дозаправками в полете; этот перелет должен был доказать, что для американской авиации доступны любые цели.

После этого понадобилось 37 лет, чтобы наконец 14-23 декабря 1986 г. был совершен первый беспосадочный и без заправок топливом кругосветный перелет. Он был выполнен американскими пилотами Джиной Игер и Диком Рутаном за 216 ч. Протяженность перелета составила 40219 км. Перелет был выполнен на специально построенном самолете "Вояджер" с крылом большого удлинения и двумя поршневыми двигателями, приводящими толкающий и тянущий воздушные винты; средняя скорость перелета составляла 186 км/ч, т. е. была сопоставимой со скоростью вертолета.

Идея кругосветного перелета на вертолетах впервые привлекла внимание известных советских авиаторов - летчика В.П. Колошенко и штурмана В.И. Аккуратова еще в 1968 г., когда они были направлены с вертолетом Ми-4 для участия в съемках советско-итальянского фильма "Красная палатка" режиссера М.К. Калатозова о катастрофе дирижабля "Италия" в Арктике. Практическое осуществление кругосветного перелета на вертолетах требовало огромной подготовительной работы, связанной с преодолением многих технических и организационных проблем. Обладая втрое меньшим аэродинамическим качеством по сравнению с самолетом, вертолет не может совершать полеты с большой дальностью; в самых дальних беспосадочных полетах, зарегистрированных как рекорды, была достигнута дальность 3388,7 км на вертолете Сикорский S-61 (SH-3A) в 1965 г., а затем - 3561,55 км на вертолете Хьюз ОН-6А в 1966 г. (абсолютный рекорд дальности).

Оглавление Следующая